Тантризм: содержание тантрического метода

Нет сомнения в том, что в истории индийской культуры шактизм и тантризм всегда были тесно связаны и дополняли друг друга. Это дает повод многим авторам рассматривать тантру только в русле шактизма, фактически объединяя их в одну традицию. Большинство исследователей считают, что тантризм — это практика шактизма, основанная на вамачаре. Шактизм указывает объект поклонения, а тантра разрабатывает метод слияния с объектом — Шакти, уделяя особое внимание медитации на янтрах, чтению мантр, оргиастическим обрядам. В предисловии к книге «Мир тантры» Прабхакар Мачве заметил, что в тантре больше практики, чем философии, она больше молчит, чем говорит, она более доверяет делам, чем словам. Она как бы говорит: следуй указанным путем, и ты сам поймешь, что есть любовь, счастье и истина, каково назначение человека в мире. Чем описывать вкус плода, лучше его отведать (см. [Бхаттачарья Б., 1988, с. 69]).

С нашей точки зрения, простое соотнесение шактизма и тантры как теории и практики, а также безоговорочное сведение шактизма и тантризма в одну систему неправомерно. Во-первых, потому, что в тантризме кроме Шакти-тантры выделяют также Шива-тантру и Вишну-тантру, которые могут содержать элементы вамачары, но по большому счету шактистскими не являются. Ряд тантрических сект провозглашает верховным архаическое солнечное божество Сурью, слоноголового бога Ганешу, других мужских богов. Во-вторых, в тантре велико значение ритуалов, не связанных с Шакти и лишенных эротического подтекста. Тантрики высокой квалификации умеют соединять чтение мантр, медитацию на янтрах, визуализацию божества с приемами симпатической магии, смысл кото-

[84]

рой заключается в попытках с колдовскими целями воздействовать на вещи и людей. В тантрической литературе эти обряды называют шатпкарма (или шаткармини, буквально «шесть действий»); они состоят из шести основных ритуалов черной магии, предназначенных для нанесения кому-нибудь вреда или, наоборот, предотвращения зла, снятия заклятия; их используют также, чтобы подчинить кого-то своей воле, приворожить. В-третьих, тантра — это не только практика, но и религиозная философия, многие положения которой не принимаются шактизмом дакшиначары.

Уже упоминалось, что слово «тантра» буквально переводится как «метод», «техника». И действительно, тантра — это последовательность обрядовых действий, направленных на сближение верующего с божественным Абсолютом, который выступает в образе Шакти. Само слово tantra делится на две составляющих: корень tan значит «расширяться», «распространяться», а суффикс tran имеет инструментальное значение и трактуется апологетами тантризма в смысле побуждения к трансцендентальности, т. е. к «распространению» своего бытия за пределы обычного физического и духовного существования.

Д. Чаттопадхьяя полагает, что в значение корня tan изначально вкладывался смысл расширения семьи, увеличения числа детей. Благодаря суффиксу trän, считает ученый, допустимо переводить слово tantra как «размножение». Это, по мнению автора, свидетельствует о том, что древних ариев чрезвычайно заботило увеличение потомства и они искали способы магического воздействия на деторождение [Чаттопадхьяя, 1961, с. 355]. Более обоснованным представляется мнение другого исследователя тантризма, Ч.Чакраварти, который утверждает, что суффикс tran придает слову tantra значение трактования, объяснения, понимания [Чакраварти, 1963, с. 2].

Суть тантрического метода состоит в достижении экстатических состояний ради «единения с богиней» и обретения «освобождения». Путь к «единению» может быть и весьма примитивной оргией, как та, что описана аббатом Дюбуа, и колоритным театрализованным действом, как в чакра-пудже, и сугубо индивидуальным длительным погружением в бездну собственного «Я», когда в атмосфере экстатической отрешенности звучит неслышимое, видится незримое, в теле мужчины просыпается женщина, а в слабом женском теле пробуждается всеохватывающая божественная энергия.

Наиболее распространенная форма ритуала — шакти-пуджа — представляет собой поклонение шактистским богиням, особенно Парвати, Кали, Дурге. Пуджа бывает коллективной и индивидуальной, кратковременной (достаточно лицезрения богини) или длящейся всю ночь, соответствующей индусским канонам или с элементами вамачары. Иногда это долгий процесс углубленной многоступенчатой медитации. Обычно пуджа включает в себя освящение места поклонения, украшение божества, молитвы, жертвоприношения, ритуальное принятие пищи.

[85]

Чаще обряд посвящают богиням демонического облика. Если обряд включает панча-ма, его называют тантра-пуджа. Тантрики совершают пуджу в одиночестве или со своей постоянной партнершей, которая играет роль Шакти, реже коллективно, как в чакра-пудже. Более высокий уровень поклонения называется шакти-йога или тантра-йога, он включает некоторые приемы классической йоги, но отличается от нее ориентацией на женское начало. Обряды тантра-йоги насыщены разнообразной и сложной символикой, глубоким философским содержанием. Если в пудже внимание шактов направлено на изображение богини и на точное выполнение церемониальных предписаний, то во втором случае стараются «уйти в себя». Усилия верующего нацелены на мобилизацию психических и физических потенций организма ради преодоления привязанности к материальному окружению, направлены на пробуждение дремлющей в теле человека Шакти и слияние с божественным Абсолютом.

Термины тантра-пуджа и тантра-йога фактически обозначают два аспекта одной ритуальной практики — экстравертный и интровертный. Тантра-йога доступна не всем, она требует длительной подготовки, и тот, кто достигает в ней совершенства, считается святым. Этот уровень предполагает замену физических действий «мысленной визуализацией». Богине преподносят жертвоприношения и соединяются с нею в чувственном экстазе лишь в воображении. Важнейшей частью ритуала считается пробуждение Шакти внутри самого тантрика. В этой наиболее рафинированной форме тантра представляет собой серию приемов, которые очень близки к приемам йоги. В тантре и йоге так много похожего, что часто используют термин тантра-йога или тантрическая йога. Эту последнюю ступень способен освоить не каждый, и ее по праву можно считать высокой тантрой. Высокая тантра ритуал не коллективный, а глубоко личностный. Главная цель тантрической йоги — пробуждение в организме мистической силы кундалини (kundalinï), которая дремлет, свернувшись змейкой, в теле тантрика. Кундалини — это энергия Шакти, присутствующая в каждом человеке, но разбудить ее способны только тантрики высшей квалификации.

Пробуждение кундалини требует от тантрика серьезной подготовки твердой веры в космогоническую силу Шакти, целеустремленности и высокой степени концентрации. В ходе медитации силой мысли тантрик поднимает кундалини вверх по шести чакрам, которые расположены вдоль позвоночного столба и являются «центрами психофизической энергии». Чакры изображают в виде лотосов, нанизанных на нервный ствол, идущий вдоль позвоночного столба; ствол называют сугиумна (svisumna). Верхний конец сушумны упирается в макушку, где находится «обитель чистого сознания Шивы» — тысячелепестковый лотос сахасрара (sahasrara). Когда кундалини поднимается в сахасрару, Шакти соединяется в космическом блаженстве с Шивой и тантрик достигает «освобождения». При этом тантрик может вообразить себя Шивой или даже мысленно превратиться в Шакти

[86]

Таким образом, метод тантры может быть построен либо на ритуале вамачары,  со всеми ее запретными элементами, либо на глубокой йогической медитации. Немецкий ученый Т. Гудриан определил эту форму медитации как совокупность психосоматических упражнений, нацеленных на пробуждение в организме мистической энергий и соединение ее с «чистым сознанием Шивы» [Гупта, Хоёнс, Гудриан, 1979, с. 6]. Несколько иначе высказался Пранаб Бандьо-падхьяя: «Тантра — культ экстаза, сконцентрированного на видении (vision) космической сексуальности» [Бандьопадхьяя, 1990, с. 8]. Оба определения дополняют друг друга и довольно точно раскрывают суть тантрической медитации: достижение экстатического состояния, при котором адепт мысленно растворяется во вселенной, становится божеством и участвует в акте первотворения.

Процесс самововлечения в «космическую сексуальность» кроме термина тантра-йога характеризуется еще и термином садхана, что буквально значит «средство», а по сути — умение воздействовать на кундалини. Тех, кто владеет искусством медитации и визуализации богини, знает мантры и янтры, называют садхаками. Выдающиеся садхаки пользовались таким же уважением, как знаменитые святые в истории индуизма.

Еще один важный момент характеризует метод тантры. Д.Чаттопадхьяя утверждал, что йога-садхана тантризма при правильном понимании оказывается не чем иным, как отчаянным усилием реализовать в себе женское начало. Это самовоспитание, предназначенное для преобразования основных черт личности и сознания из мужского в женское [Чаттопадхьяя, 1961, с. 308]. И в этом сущностное отличие тантры, с одной стороны, от шактизма дакшиначары и, с другой стороны, от классической йоги. Индусский шактизм допускает лишь поклонение женским божествам, тантризм идет дальше, требуя от мужчины пробудить в себе женское начало. «Йога-сутра» Патанджали нацеливает на слияние с мужским космическим началом, а тантра — с женским. Тантрическая йога, может быть, даже в большей степени, чем классическая йога, требует серьезной психофизической подготовки и убежденности в правильности избранного пути. И трудно понять смысл многих положений в шактистских источниках, не учитывая, что тантра есть отчаянное усилие мужчины реализовать в себе женское начало.

Поразительное сочетание в тантре приемов, типичных для первобытной магии, и элементов с глубоким философским подтекстом дает основание для противоречивых оценок ее культурологической значимости. Некоторые ученые считают тантризм только пережитком примитивной магической практики с соответствующим мифологическим обрамлением. Так, Пушпендра Кумар полагает, что тантризм—это упрощение религии, сведение ее к механическим, а не эмоциональным аспектам [Кумар, 1974, с. 2]. Конечно, тантра перенасыщена магией, и в ее обрядности много приемов, за которыми трудно разглядеть какие-то интеллектуальные изыски. Но в целом тантра по эмоциональной насыщен-

[87]

ности и богатству метафизических идей не уступает и даже превосходит многие учения других конфессий. Да и в концептуальном плане она намного выше любой магии и вполне сравнима с такими развитыми духовными комплексами, как йога, санкхья, веданта.

Исходя из сказанного, можно дать двоякое определение тантры. Тантру в широком смысле можно определить как метод достижения экстатических состояний ради слияния с божественным Абсолютом, который отождествляется не только с Шакти, но и с некоторыми мужскими божествами. Этот метод охватывает не только элементы вамачары, но также некоторые элементы йоги и черной магии, не связанные с культом женского начала. Тантра в узком смысле — это метод слияния с Шакти, основанный на вамачаре и йоге. Суть ее достаточно точно передается словосочетаниями гиакти-тантра или «тантрический шактизм». Наиболее развитые формы шакти-тантры не только мифологически, но и философски обосновывают и развивают идеи пробуждения внутренних сил человека и достижения экстатического состояния, при котором происходит единение адепта с богиней.

[88]

Ефименко В.А. Шактизм и тантра. Цитируется по изд.: Древо индуизма. М., 1999, с. 84-88.

Понятие: