Старокатолициз и культуркампф

Старокатолицизм в Германии. В другом месте говорилось о волнении и полемике, вызванных в 1870 году вопросом о папской непогрешимости 1.   Эти волнения, особенно заметные в Германии, не улеглись с провозглашением нового догмата. В то время как все епископы, включая и составлявших меньшинство, покорились и обнародовали по своим епархиям буллу Pastor Aeternus 2,  некоторые немецкие богословы, собравшись в Нюрнберге, стали отрицать одновременно как за Ватиканским собором вселенское значение, так и догматический характер буллы Pastor Aeternus. Собрание мирян, состоявшееся в Кенигсвинтере, приняло 14 августа аналогичную резолюцию. Отрицатели папской непогрешимости все еще полагали, что немецкие епископы меньшинства на их стороне, но коллективное письмо немецких епископов, составленное 12 октября в Фульде, рассеяло эту иллюзию и вызвало с их стороны удвоенную агитацию. Чтобы покончить с этим вопросом, епископы потребовали полного подчинения от подведомственных им богословских факультетов. Это требование вызвало в Бонне отставку профессоров Реуша, Лангена, Гильгерса и Кноодта. В Мюнхене Дёлингер ответил, что не может присоединиться к постановлениям собора «ни как христианин, ни как богослов, ни как историк, ни как гражданин». Он подвергся отлучению (апрель 1871 г.) вместе с бреславльскими учеными Рейнкенсом, Вальцером и Вебером 3.

Тогда диссиденты решили устроить в сентябре 1871 года в Мюнхене свой первый съезд под председательством светского знатока канонического права фон Шульте из Праги. Выразив протест против догмата непогрешимости и против провозглашенных осуждений, Шульте предложил установить церковную организацию, независимую от папы. Несмотря на энергичную оппозицию Дёлингера, утверждавшего, что подобное предложение противоречит самой идее пребывания в лоне католицизма и что таким путем удастся только создать еще лишнюю секту, предложение это было принято значительным большинством; схизма (отпадение) так называемых «старокатоликов» совершилась. Не имея епископа, старокатолики вошли в сношения с утрехтским янсенистским епископом, который и выполнял у них епископские функции; позднее, поддерживаемые и ободряемые прусским правительством, они выбрали себе собственного епископа, доктора Рейнкенса (июль 1873 г.), который получил посвящение от девентерского янсенистского епископа. Пруссия и великие герцогства Баден и Гессен признали Рейнкенса «католическим епископом» (1873— 1874). Бавария, хотя и находившаяся в самом разгаре культуркампфа, отказалась признать его. Для увеличения своей численности старокатолики сделали попытку объединения с англиканской и православной церквами (сентябрь 1874 г.) и приняли в свои ряды массу народа и некоторых священников, которые далеко не могли похвастаться своим религиозным чувством или чистотой своих нравов. Сокровенные желания некоторых из них были осуществлены пятым конгрессом ста- рока то ликов, который происходил в Бонне в 1878 году и отменил безбрачие духовенства. Это постановление вызвало критику со стороны некоторых наиболее достойных людей из числа руководителей секты: Реуша, Менцеля и Лангена. Что касается Дёлингера (ум. в 1890 г.), то он до конца оставался при своей точке зрения, но не принял никакого участия в новом культе.

Тем не менее культ этот при поддержке правительств постепенно развивался. Великое герцогство Баденское уже с 1874 года, а Пруссия с 1875 года признали за диссидентами все права католиков, а именно: участие в церковных доходах и право пользоваться для отправления своего культа католическими церквами. Но ввиду того, что Пий IX воспретил совместность культа (1875), старокатолики фактически сделались единственными господами занятых ими церквей. Оказывая старокатоликам такую поддержку, немецкие правительства рассчитывали, что им удастся создать «национальные католические церкви». В 1878 году они отказались от этой надежды и предоставили секту своим собственным силам. В настоящее время она утратила всякое политическое и религиозное значение.

[52]

Цитируется по изд.: История XIX века в 8 томах. Под ред. Лависса и Рамбо. Перевод с французского под ред. Е.В. Тарле. 8 том. Конец века. 1870-1900 гг. Часть вторая. М., 1938, с. 51-52.

Примечания

1. См. т. VI, стр. 628.

2.  Вечный пастырь. — Прим. ред.

3. Дёлингер неустанно разоблачал все церковные фальшивки, выдуманные еще в средние века и обосновывавшие учение о папской власти. Большой популярностью пользовалась его книга Средневековые папские басенки (DiePapsttdbeln dee Miitelalters). — Прим. ред.