Прашастапада

ПРАШАСТАПАДА (Praśastapāda) (др. имена: Прашастамати, Прашастадева, Прашастакарадева) (около 4–6 веков) – индийский философ, главный систематизатор учения вайшешики, автор «Падартхадхармасанграхи». Несмотря на то, что базовым текстом школы вайшешика являются «Вайшешика-сутры», сочинение Прашастапады пользовалось гораздо большим авторитетом, о чем свидетельствует значительное количество комментариев к нему, среди авторов которых – крупнейшие средневековые мыслители Вьомашива, Шридхара и Удаяна. Еще четыре комментария были созданы в период навья-ньяи Джагадишей, Падманабхамишрой, Маллинатхой и Шанкарамишрой.

С точки зрения Э.Фраувалльнера, сочинение Прашастапады, посвященное шести категориям (падартха), было «ортодоксальной реакцией» на версию вайшешики с десятью категориями, предложенную Чандрамати. Он также считает, что, судя по знакомству Прашастапады с достижениями буддийских логиков, он не мог жить раньше 2-й половины 6 века. Существуют и другие датировки его жизни (Ф.И. Щербатской предполагает, что он мог быть современником Васубандху и жить в 4–5 веках).

«Падартхадхармасанграха» разбита на шесть книг (нирупана) в соответствии с категориями: «субстанция» (дравья), «качество» (гуна), «движение» (карма), «общее» (саманья), «особенное» (вишеша) и «присущность» (самавая), каждая из которых подразделяется на части (пракараны), посвященные подвидам категорий, а в отдельных случаях сходным и различительным характеристикам как самих категорий, так и их видов. Возможно, что именно Прашастапада вводит концепцию шести категорий вайшешики, в отличие от трех в «Вайшешика-сутрах», десяти у Чандрамати и семи у авторов ньяя-вайшешики. Существенным нововведением Прашастапады является учение о космических циклах – космической ночи (пралая) и последующем творении (сарга) мира из атомов, в котором на правах демиурга участвует бог Ишвара, положившее начало теистической традиции вайшешики. К 17 качествам «Вайшешика-сутр» Прашастапада добавляет 7 новых, вводит деление движений на «сознательные» и «бессознательные», разрабатывает теорию числа, формулирует систематические основы реализма универсалий. Вслед за буддийским логиком Дигнагой Прашастапада различает два этапа чувственного познания – чистое восприятие без предикации (нирвикальпа пратьякша) и восприятие с приписыванием характеристик (савикальпа пратьякша), классифицирует логический вывод на «вывод для себя» и «вывод для другого». Не без влияния буддийской логики формулирует правило выводного знака (трайрупья), что придало его концепции логического вывода более дедуктивный характер, чем у соответствующей доктрины найяика Ватсьяяны.

В.Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 328-329.

Сочинения:

Praśastapādabhāshyam of Praśasta Devācārya with commentaries (up to Dravya) Sūkti by Jagadiśa Tarkālaṅkaara, Setu by Padmanābha Miśra and Vyomavatī by Vyomaśivāchārya, ed. by M.M.Gopīnath Kavirāj and Panditrāj Dhundhirāj Shāstri. Varanasi, 1983;

With the Commentary Kiraṇāvatī of Udayanācārya, ed. by Jitendra S.Jelty. Baroda 1971;

With the Commentary Nyāyakandalī of Śrīdhara, ed. by Vindhyesvan Prasad Dvivedin, 1984 (англ. пер. G.Jha. Benares, 1982). Word Index to the Praśastapādabhāṣya. A complete Word Index to the Printed Editions of the Praśastapāda, ed. by J.Bronkhorst and Y.Ramseier. Delhi, 1994.

Понятие: