Вассальные связи в средневековой Японии

В обстановке политического хаоса сильная власть сэнгоку даймё в различных областях страны была востребована со стороны землевладельцев-воинов. Они нуждались в авторитете и иных ресурсах даймё для упрочения господства над крестьянами. Упадок сёгуната Асикага привел к обострению борьбы между различными кланами буси, появилась необходимость в посреднике, который улаживал бы возникавшие противоречия. Сэнгоку даймё стали арбитрами, регулировавшими конфликты между вассалами относительно прав на земельные владения, несвободных слуг, пользование оросительными каналами и др.

Обыкновения войны

Как отмечает Овала Тэцуо и другие историки в период Сэнгоку выросли число и масштаб военных столкновений, в которых участвовали тысячи, а иногда десятки тысяч человек. Повсеместно строились новые замки и крепости, а их осада была важнейшей частью военной кампании. В армии сэнгоку даймё могли набирать и крестьян. Распространение огнестрельного оружия изменило способы ведения войны. Относительно времени начала и направления военных действий обычно проводилось гадание. Сражения проходили днем, но иногда противника предпочитали атаковать ночью или на рассвете. Во владениях врага с полей снимали урожай, грабили и сжигали поселения и деревни. Поскольку в битвах сражались значительные массы людей, исход сражения во многом зависел от военного искусства полководцев. Перед выступлением в поход проходил совет виднейших вассалов, на котором определялись военные планы. В храмах и святилищах возносили молитвы о победе. Перед началом битвы противники поднимали боевой клич, сближаясь, осыпали друг друга стрелами, а затем сходились врукопашную. Во время битвы приказы передавались при помощи барабанов, колоколов, раковин (хорагай). Когда сражение казалось выигранным, воины могли поднять победный боевой клич (ка- тидоки). После победы устраивался осмотр голов врагов (куби дзиккэн): головы простых воинов складывали в одном месте, а головы видных самураев выставлялись отдельно. После этого их могли обменять на головы своих воинов, добытые врагами, или же похоронить. Но, опасаясь мести духов павших, обычно старались умиротворить их чтением сутр и заупокойными буддийскими службами. Погибших победителей ждала разная участь. Останки военачальника или вассалов высокого звания доставляли обратно в княжество, но тела простых воинов часто бросали в чистом поле или, привязывая к ним камни, погружали на дно реки или озера. После победы воины вознаграждались сообразно проявленной доблести, получая земли, а также лошадей, мечи и иные ценные вещи. Во время сражения за войском следил икусамэцукэ, слуга даймё, отмечавший нарушения дисциплины, а также подвиги воинов. После битвы на основании его записей производилось награждение.

В ходе войн между различными самурайскими кланами побежденные теряли свои владения, достававшиеся победителям. В различных регионах страны началось сплочение воинов-землевладельцев вокруг наиболее сильных и авторитетных военных домов, которые были способны организовать отпор врагам и вести успешные войны, тем самым обеспечив как сохранение, так и расширение земель своих вассалов.

Создание сэнгоку даймё податной и административной системы, регламентация вассальных связей, забота о хозяйственном процветании княжества были продиктованы необходимостью ведения оборонительных и захватнических войн.

От прочности вассальной системы зависели размеры и боеспособность войска сэнгоку даймё, которое состояло из отрядов вассалов и со-единений, непосредственно подчиненных даймё. В своем княжестве даймё выступал верховным распорядителем земельных владений. Он выполнял функции, ранее принадлежавшие Асикага бакуфу, и в специальных грамотах, удостоверенных его личной монограммой или печатью: 1) подтверждал права воинов на родовые вотчины; 2) жаловал новые «лёны» вассалам и служилым людям. За это они обязаны были нести военную службу, привлекать своих крестьян к выполнению трудовой повинности, ремонту крепостей и др. Многие даймё ограничивали отчуждение владений вассалов, устанавливали порядок наследования их статуса и земель.

Масса служилых людей и вассалов не была однородна. Вассалы отличались друг от друга не только размером владений, но и давностью срока службы и степенью зависимости от даймё. Названия различных разрядов вассалов варьировались от княжества к княжеству, в целом можно выделить следующие основные их категории: 1) кровные родственники даймё, боковые ветви его рода; 2) фудай — потомственные вассалы; 3) кунисю — провинциальные землевладельцы; 4) такокусю — недавно покоренные кланы, по сути, принужденные к неравноправному союзу; 5) мелкие самураи и богатые крестьяне (дзидзамураи, дого). В наследственном услужении у перечисленных разрядов вассалов нахо-дились низкоранговые служилые люди — тюгэн, комоно, касэмоно и др.

По приказу даймё составлялись реестры вассалов, в которых фик-сировалась доходность их земельных владений или объем полагавшейся военной службы (количество воинов, с которым они были обязаны выходить на войну, их вооружение). В одном из таких документов, составленном в 1559 г. в княжестве Гоходзё («Одаварасю сёрё якутё»), были записаны имена 560 видных вассалов и служилых людей, разделенных на 12 групп, доходность их владений, выраженная в денежном эквиваленте (на ее основе определялись размеры военной и других повинностей), названия селений, принадлежавших им.

Степень контроля над различными по статусу вассальными кланами не была одинаковой. Наиболее тесные связи складывались между наследственными вассалами и даймё. Вместе с тем в пределах княжества кунисю сохраняли значительную самостоятельность (дом Кадзура- яма в княжестве Имагава, дома Кисо и Оямада во владениях Такэда и др.). Они сами издавали в своих землях документы, подтверждавшие землевладельческие права, выдавали грамоты, освобождавшие от налогов, и др.

Высокопоставленные вассалы (как фудай, так и кунисю) жили в своих замках, многие мелкие вассалы — в деревнях. Некоторые из них одновременно строили усадьбы в замке — резиденции даймё. Таким образом, служилые люди даймё не были повсеместно переселены в призамковые города, как в эпоху Токугава. Родовые вотчины и крепости позволяли им пользоваться большой самостоятельностью. Сэнгоку даймё не осуществляли столь же систематических перемещений вассалов из одного владения в другое, к которым позднее прибегали Тоётоми Хидэёси и сёгуны Токугава. При этом владения вассала могли быть конфискованы за измену или неисполнение ратной службы.

Сэнгоку даймё, в отличие от Тоётоми Хидэёси, не проводили столь же четкой и последовательной политики по отделению военного дворянства от крестьян, не запрещали им владение оружием. Постоянные военные кампании определяли потребность в увеличении численности армий сэнгоку даймё. С этой целью они рекрутировали в вассальную ор-ганизацию богатых крестьян (дого, мёсю), которые за несение ратной службы освобождались от податей и повинностей.

Для усиления военного потенциала княжества, упорядочивания вассальных связей и укрепления контроля над деревенской общиной даймё использовали систему ёриоя-ёрико. Мелких землевладельцев — самураев — и богатых крестьян в качестве ёрико князья подчиняли своим высокоранговым вассалам (обычно фудай), в таком качестве именовавшимся ёриоя. Во время войны ёриоя превращался в военного предводителя, а в мирное время был посредником в княжеском суде для своих ёрико, которые могли получать от него земельные наделы или жалованье. При этом даймё сохраняли прямую связь с ёрико, позволяя им в исключительных случаях менять ёриоя.

Даймё стремились пресечь раздоры между вассалами, угрожавшие их власти и военной мощи княжества. Так, в некоторых сводах периода Сэнгоку был установлен принцип кэнка рёсэйбай — одинакового нака-зания как для атаковавшей, так и для защищавшейся в ходе внезапной стычки или ссоры стороны: вплоть до смертной казни (вместе с тем в большинстве кодексов были оговорки, ограничивавшие действие этого закона). Отрицался известный обычно правовой принцип японского Средневековья — самостоятельное, без оглядки на публичную власть использование военной силы для отстаивания своих интересов.

Хотя по сравнению с военными наместниками сюго первой половины периода Муромати сэнгоку даймё контролировали провинциальные военные кланы намного более эффективно, их власть не была абсолютной. Неписаные принципы взаимоотношений князя и его служилых людей предполагали не только вознаграждение землей за верную службу, но и участие вассалов в управлении княжеством. Кроме того, баланс сил между разными группировками вассалов мог определять выбор наследника даймё.

Частые измены и предательства самураев в эпоху Сэнгоку (как и в период Намбокутё), резко контрастирующие с идеалами бусидо эпохи Токугава, можно отчасти объяснить неоднородностью вассального дома. Одни вассалы несли наследственную службу даймё. Другие были покорены или перешли под его власть сравнительно недавно и не были связаны с ним столь же крепкими узами. Помимо преданности господину ключевой ценностью для воинов было сохранение и преумножение могущества своего рода. Если сюзерен не мог устоять перед натиском более сильного удельного правителя, вассалы могли отвернуться от него ради выживания своего клана.

Идеология самурайства была пронизана духом конфуцианства. Идеалы воинов периода Сэнгоку выражены в наставлениях Такэда Нобусигэ (1525-1561), хорошо образованного младшего брата Такэда Сингэн, павшего в 4-й битве при Каванакадзима. Они состоят из 99 статей и адресованы старшему сыну Нобусигэ, однако, скорее всего, этот свод наставлений был известен и другим самураям Такэда. Поучения насыщены цитатами из китайской классики, но наиболее часто приводятся изречения Конфуция из «Лунь юй» («Беседы и суждения») — в 35 статьях из 99. Наставления содержат нормы морали и поведения воина. Подчеркивается недопустимость помыслов об измене даймё (ст. 1), ни в большом деле, ни в малом нельзя перечить приказам даймё (ст. 17), не следует домогаться земельных пожалований и наград даймё (ст. 18), донимать князя прошениями (ст. 19), пренебрегать ежедневным появлением на службе (ст. 28). Как бы ни поступил даймё, роптать не подобает (ст. 32). Таким образом, поучения Такэда Нобусигэ внушали самураям важность беспрекословного подчинения воле Такэда Сингэн, преданности даймё. Однако в период Сэнгоку при отсутствии у князя необходимых для успешного управления и победоносных войн качеств и элементарной удачливости вассалы могли бросить его на произвол судьбы.

В 1580 г. Такэда Кацуёри начал строительство замка Симпу-дзё, куда перенес свою резиденцию из Кофу, который трудно было защищать в случае нападения врагов. Сооружение оборонительных укреплений велось в лихорадочном темпе, но так и не было доведено до конца. Кацуёри в 1575 г. потерпел сокрушительное поражение при Нагасино и готовился к возможному вторжению армии Ода Нобунага и его союзников. Между тем даймё стали предавать могущественные вассалы. Кисо Ёсимаса (7-1595) ранее вынужден был покориться Такэда Сингэн и женился на младшей сестре Кацуёри. Его владения в Синано граничили с провинцией Мино, принадлежавшей Нобунага. В 1582 г. Ёсимаса перешел на сторону дома Ода. Узнав об этом, Кацуёри приказал казнить мать, старшего сына и трех сестер Ёсимаса, отданных ранее в заложники в дом Такэда. Он выступил в поход, желая покарать предателя, но Кисо послал за подмогой к Нобунага и вместе с Ода Нобутада (1557-1582), сыном Нобунага, нанес отрядам Такэда несколько болезненных поражений. Одновременно армия Токугава Иэясу, войдя в Суруга, захватила Сумпу.

Другой видный вассал Такэда, Анаяма Нобукими (7-1582), поддался на посулы Иэясу и вместе с ним вторгся в Каи, центральную часть владений Такэда. По ходатайству Иэясу Ода Нобунага подтвердил права Анаяма Нобукими на его земли. Не исключено, что Но- букими нашел повод для мести: незадолго до этого Кацуёри в нарушение обещания выдал дочь не за сына Нобукими, а за отпрыска своего близкого родича. Наконец, еще одним ударом для Кацуёри стало предательство высокорангового вассала Оямада Нобусигэ (1539-1582), владевшего уездом Цуру в Каи. На военном совете, устроенном вскоре после измены Кисо Ёсимаса, военачальник Санада Масаюки предлагал Кацуёри отступить в один из замков провинции Кодзукэ. Оямада Нобусигэ со своей стороны считал, что даймё лучше укрыться в одной из крепостей в уезде Цуру. Кацуёри согласился со вторым планом. По его приказу был подожжен замок Симпу-дзё, в огне погибли заложники из вассальных кланов. Но когда он со свитой приблизился к землям Оямада Нобусигэ, самураи Оямада встретили Кацуёри и его спутников выстрелами аркебуз. Нобусигэ уже успел выкрасть свою мать, державшуюся в заложниках Такэда. Тогда Кацуёри направился с небольшим отрядом самураев и родственников к горе Тэммокудзан. Постепенно его покинули почти все воины, из 700 человек осталось лишь 40. Кацуёри, его жена и старший сын, которому исполнилось 16 лет, а также приближенные фрейлины покончили с собой. Голову последнего князя Такэда осмотрел Нобунага в 1582 г. во время куби дзиккэн, а затем она была выставлена на всеобщее обозрение в Киото. Позднее в 1588 г. по воле Токугава Иэясу на горе Тэммокудзан для упокоения души Такэда Кацуёри и его родичей был построен храм Кэйтокуин.

Цитируется по изд.: История Японии. Под ред. Д.В. Стрельцова. М., 2021, с. 157-162.

Понятие: