Будда: роль в индуизме

БУДДА - исторический основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: «пробудившийся (к пониманию реальности)»; имя при рождении — Гаутама Сиддхартха. VI — V века до н. э. (точные даты жизни в разных традициях отличаются на десятки лет). Родом кшатрий из клана шакьев на территории нынешнего Непала. Достиг пробуждения в возрасте 35 лет после шестилетнего практического решения проблемы: «Почему человеческая жизнь устроена так, что в ней есть болезни, старость и смерть?» Прожил 80 лет, проповедуя открытый им духовный путь и, основав орден монахов и монахинь (сангху), ушел в окончательную нирвану, т. е. больше не родится в сансаре поневоле.

Традиционной брахманской ортодоксией при жизни воспринимался как подозрительный шраман, отвергавший предъявимость Атмана («где же этот Атман?»), притязания жрецов на исключительное положение в обществе и указывавший, что современное ему брахманство не отвечает своим же нормам и идеалам. Тем не менее виднейшие его сподвижники были брахманами и кшатриями. С ходом веков многие положения учения Будды ассимилированы (нередко перефразированные) индуистскими школами мысли.

Единственное, остававшееся неприемлемым, — отрицание Атмана в метафизике и кастовой замкнутости в обществе (что подразумевает и отрицание авторитетности Вед). В средневековье Будда был объявлен предпоследней в этом мировом периоде аватарой Вишну, нисшедшим, чтобы проповедовать милосердие к животным (но иногда добавляют, что и для соблазнения нетвердых в дхарме, дабы отделить верных от полуверных). В целом роль Будды в индуизме осталась недопонятой, а философские аспекты его учения восприняты слабо.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 85-86.

Понятие: