Движение богомилов (История Болгарии, 1954)
Развитие феодальных отношений, с чем было связано укрепление феодальной собственности и, следовательно, разорение и закабаление массы крестьянства, порождало и не могло не порождать сопротивление крестьян, антифеодальную борьбу. К сожалению, известия о борьбе болгарского крестьянства в имеющихся источниках чрезвычайно отрывочны и не дают возможности нарисовать достаточно полную ее картину.
Известия о протестах крестьянства сохранились прежде всего в болгарских законодательных памятниках. И законы Крума, и особенно «Закон Судный Людям» устанавливают кары за кражи и за попытки крестьянства вернуть себе отнятые феодалами общинные угодья. Крестьяне рубили лес феодалов, захватывали их скот, нападали на церкви, сжигали их и грабили. Постоянная упорная борьба крестьян против феодалов, имевшая то явные, то скрытые формы, была характерной чертой жизни болгарской деревни. По-видимому, эта борьба принимала иной раз характер восстаний, подобных тем, которые наблюдались в это время во всех феодальных государствах, начиная от государств Западной Европы и кончая Арменией, арабским халифатом и Китаем.
Многочисленные и затяжные войны, которые вели болгарские феодалы, особенно при Симеоне, влекли за собой еще большее разорение крестьян. Их обирали и вторгавшиеся неприятели, и дружины болгарских феодалов. Результат разорения болгарских крестьян был тот же, какой имело разорение франкских крестьян во времена Карла Великого. «При Карле Великом франкские крестьяне,— писал К. Маркс...,— были разорены войнами, так что им не оставалось ничего другого, как из должников превратиться в крепостных» *. Болгарские источники прямо говорят о росте феодальной зависимости крестьян в это время. Все большее разорение и закабаление крестьянства вызывали возраставшее недовольство народных масс. Это недовольство проявилось в массовом антифеодальном движении богомильства, которое имело религиозную окраску, как это свойственно всем крупным антифеодальным движениям средневековья.
Известия о богомилах и их движении сохранились в основном в произведениях их противников, ибо богомильская литература была уничтожена. Враг богомилов пресвитер Козьма сообщает, что богомильская ересь была основана попом Богомилом, являвшимся современником болгарского царя Петра (927—969). Однако в нашем распоряжении имеются некоторые данные, позволяющие отнести зарождение этого движения к несколько более раннему времени. Так, константинопольский патриарх Феофилакт в своем письме царю Петру, датируемом 936— 956 годами, ни слова не говорит о Богомиле, хотя и предает анафеме еретиков и пишет о широком распространении ереси. Отсюда следует, что еретическое антифеодальное движение, известное под названием богомильства, зародилось в Болгарии еще до Богомила, который, если он действительно существовал, мог быть организатором и видным вождем этого движения.
В греческом житии зетского князя Ивана-Владимира рассказывается, что с богомильством боролись царь Симеон и св. Климент. Впрочем, Д. Ангелов считает это известие недостоверным **. Но если даже отвергнуть известие жития Ивана-Владимира, то нельзя не считаться с текстом жития святого Климента, где идет речь о распространении «злой ереси» вскоре после смерти «святого» (около 916 г.). Таким образом, очень вероятно, что антифеодальная ересь появилась еще в начале X века и лишь оформилась в правление Петра.
Учение богомилов имело ярко выраженный антифеодальный характер. По словам Козьмы, богомилы хулили богатых, учили не повиноваться господам, ненавидели царя, ругали старейшин. Источники X века не содержат данных о восстаниях богомилов, но хорошо известно, что в XI веке богомилы не один раз поднимались с оружием в руках.
Богомилы осуждали агрессивную политику болгарской феодальной знати, объявляя всякое кровопролитие смертным грехом.
Выступая против феодального класса во главе с царем, богомилы в то же время нападали и на церковь. Они осуждали церковную иерархию, называли священников слепыми фарисеями и, говоря словами Козьмы, «лаяли на них, как псы на всадника». По словам богомилов, священники и епископы не соблюдают евангельских заповедей, грешат и грабят народ.
Богомилы выступали против христианской обрядности. Они смеялись над иконами и хулили «чудеса», отрицали литургию и причастие, отрицали необходимость церквей, как места молитвы, считая, что молиться можно всюду. Богомилы не признавали ветхого завета и противопоставляли ему евангелие. Они создали свою космогонию, отразившую различные религиозные системы, известные в Болгарии. Она характеризуется дуализмом, чуждым христианскому учению. Если христианство, являвшееся одним из элементов феодальной надстройки, объявляло феодальные порядки священными и созданными богом, то богомильство объявило их делом рук сатаны.
В буржуазной исторической литературе возникновение болгарского богомильства объясняется, как правило, лишь с точки зрения филиации идей. Оно рассматривается как разновидность павликианства — ереси, «занесенной» в Болгарию из Византии еще в VIII веке. Разумеется, не приходится отрицать известной близости между павликианством и богомильством, более того, можно даже допустить, что отдельные моменты богомильской космогонии могли быть заимствованы из павликианского учения, однако корни богомильства, равно как и корни сходных движений в Восточной и Западной Европе, следует искать в конкретных исторических условиях, а именно в мировоззрении закрепощаемого крестьянства.
Тяжелое положение закабаленного крестьянства приводило к осуждению существующего порядка вещей, к представлению о мире, как о создании не бога, а дьявола. Это создавало почву для восприятия тех или иных сторон созвучных религиозных учений, например павликианства. Последнее могло лишь помочь оформиться стихийно зарождавшемуся протесту, придать ему более четкие формы: в павликианстве богомилы нашли готовое выражение для своих идей, как, повидимому, позднее многие средневековые ереси нашли свое готовое выражение в учении богомилов.
Широкое распространение богомильства напугало правительство царя Петра и церковь. Правительство обрушило на богомилов различные репрессии, заключало их в темницы, казнило. Церковь предавала богомилов анафеме. Но никакие преследования не могли помешать распространению богомильства. Зародившись в X веке, оно просуществовало в Болгарии на протяжении нескольких столетий, захватило Византию, распространилось в Сербии и Боснии. Тяжелое положение феодально-закабаленных крестьян делало антифеодальную идеологию болгарских богомилов близкой греческому и сербскому крестьянину.
Цитируется по изд.: История Болгарии. Том I. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1954, с. 84-86.
Примечания
1. К. Маркс. Капитал, т. III, Госполитиздат, 1953, стр. 613.
2. Д. Ангелов. Богомилството в България. София, 1947, стр. 96—97.