Байлянь-цзяо

Байлянь-цзяо (кит. …, «учение Белого лотоса»). Собирательное название ряда китайских сект и их доктрин, проповедующих идею перерождения праведников в расположенной на Западе Чистой земле (кит. цзин ту, яп. дзёдо). Байлянь-цзяо не была единой организацией с четкой иерархической структурой. Традиция Байлянь-цзяо скорее представляет собой совокупность ряда сотериологических постулатов и космогонических идей. Черты единой организации движению Байлянь-цзяо приписывала в основном народная молва.

К Байлянь-цзяо принято причислять секты нескольких типов: 1) секты буддийского толка, вульгаризировавшие традицию школы Чистой земли (цзинту-цзун) и порой возглавлявшиеся монахами школы тяньтай-цзун, которым покровительствовали отдельные монастыри; 2) небольшие группы образованных людей, изучавших мистические (не только буд.) тексты; 3) неэлитарные сообщества, тяготевшие к секуляризации доктрин Байлянь-цзяо. Последние исторически были представлены наиболее широко.

Раннюю традицию Б. принято возводить к доктрине Хуй-юаня (334—416), основавшего Общество Белого лотоса (байлянь-шэ, др. назв. байлянъ-цзун — «школа Белого лотоса»). Эта доктрина считается концептуальной базой вероучения школы цзинту-цзун. Не отвергая идею нирваны, цзинту-цзун выдвинула на первый план идею Чистой земли будды Амитабхи, где праведники возрождаются в озере, за[1]росшем белыми лотосами. Эзотерическая традиция Байлянь-цзяо связывает свое начало с именем Мао Цзы-юаня (XII век), монаха школы тяныпай, носившего титул Бай-лянь да-ши (Великий учитель Белого лотоса). Мао Цзы-юань детализировал доктрину Байлянь-цзяо, составил ряд вероучительных текстов, в том числе «Байлянь чэнь чао чань и» («Ритуалы утренней ектеньи Белого лотоса»). Первоначально поддержанный двором, впоследствии он был отправлен в ссылку по обвинению в «общении с демонами» и отвлечении людей от землепашества, но его идеи получили поддержку у ряда представителей образованной элиты, многие из которых посещали молитвенные собрания Байлянь-цзяо.

В общинах Байлянь-цзяо было принято обязательное вегетарианство, проповедовались аскетизм и ненасилие. В нарушение конфуцианских традиций на религиозных собраниях присутствовали мужчины и женщины, что подчеркивало их равенство. Согласно ранней традиции Байлянь-цзяо, спасение достигается прежде всего должным моральным поведением, чистотой внутренних помыслов и многократным повторением имени будды (нянь фо) Амитабхи. Действенность механически выполняемого ритуала отрицалась. Особое место в идеологии Байлянь-цзяо занимал культ Майтреи — будды грядущего. Проповедники Байлянь-цзяо нередко объявляли себя воплощениями Майтреи или его вестниками, что служило сигналом к восстанию. Закреплению этих тенденций в традиции Байлянь-цзяо способствовала активность секты милэ-цзяо («учение Майтреи»), известной с VI—VII веков. На идеологию Байлянь-цзяо оказала влияние также доктрина секты мин-цзяо («учение света»), которую ряд исследователей считают китайской версией манихейства, запрещенного в IX веке. По учению мин-цзяо, противостояние Света и Тьмы должно завершиться «Светлым миром высшей радости». В качестве канонической книги секты Байлянь-цзяо рассматривали «Пятичастный канон» («У бу цзин») Ло Цина (1443-1527), основоположника синкретической секты увэй-цзяо («учение о недеянии»), или ло-цзяо («учение Ло [Цина]»). В системе взглядов Ло Цина синкретически соединились идеи буддийских школ чань (см. Чань-цзун) и цзинту, даос, космология, этические императивы конфуцианства и неоконфуцианская философия, но сам создатель «Пятичастного канона» считал свои взгляды ортодоксально буддийскими.

Согласно космологии Байлянь-цзяо, мир сформировался из универсальной пневменной субстанции ци, а космогенезу предшествовала абсолютная сверхбытийная «пустота» (сюй; кун). Из пневмы-ци родилась У-шэн лао-му — Нерожденная праматерь, которая зачастую отождествлялась в сектах Байлянь-цзяо с Амитабхой или Майтреей. У-шэн лао-му породила родоначальников людей Фу-си и Нюй-ва, от которых произошли «первопотомки», а от них уже — человеческий род. Попав в сети страстей, люди погрязли в грехах, и спасти их может только У-шэн лао-му через посредничество Байлянь-цзяо. Буддийские корни имеет историософия Байлянь-цзяо — доктрина «трех солнц» (форма доктрины трех мировых эпох — кальпа). В эру Синего солнца землю освящал будда прошлого Кашьяпа, в текущую эру Красного солнца — Будда Шакьямуни; в эру Белого солнца, когда на землю придет Майтрея, спасутся лишь те, кто присоединился к Байлянь-цзяо, остальные будут сметены «небесным ураганом».

Для многих сект характерны обеты безбрачия, для некоторых — ритуальный промискуитет, массовые оргиастического действа. В практике Байлянь-цзяо использовались формы чаньской медитации, восходящие к даосизму методики «вскармливания природных свойств и предопределенной жизненности», «искусство вскармливания жизненности» (ян шэн ту) посредством медитативно-дыхательных упражнений и приема травяных отваров, велись активные занятия боевыми искусствами, которые рассматривались как средство достижения «просветления». Средством распространения идей Байлянь-цзяо, как и многих других синкретических сект, была литература проповеднического, морально-дидактического и фольклорного характера — так называемый бао-цзюань («драго[1]ценные свитки»); произведения этого жанра использовались также в литургике (практике публичных священнодействий). Характерной чертой традиции Байлянь-цзяо было ведение «генеалогических книг» (цзя пу)\ секты матрицировали семью, а передача духовного учения осмыслялась как приобщение к мистич. родовому «телу».

Несмотря на официальные запреты Байлянь-цзяо в 1281, 1308 и 1322 годы, долгое время секты, которые определялись как Байлянь-цзяо, не подвергались серьезным преследованиям. Строгий запрет на принадлежность к Байлянь-цзяо и близким к этой группе сектам (увэй-цзяо, вэньсян-цзяо — «учение возжигателей благовоний» и др.) был наложен в 1620 году. Сектанты неоднократно поднимали вооруженные восстания. Крупнейшие из них произошли во 2-й половине XIV века (с этим выступлением связано падение монгольской дин. Юань в 1368), в конце XVI — начале XVII века, предварившее падение династии Мин (1368-1644), в 1774 году в провинции Шаньдун, в 1796-1804 годы в центральных и западных районах Китая и др. После воцарения маньчжурской династии Цин (1644-1911) восстания проходили под антицинскими лозунгами.

В XVII-XVIII веках действовали по меньшей мере 18 крупных сект, которые принято относить к традиции Байлянь-цзяо. С конца XVIII века название Байлянь-цзяо почти выходит из употребления, но в русле этой традиции остается идеология и практика значительного числа синкретических сект и тайных обществ нового и новейшего времени (таких, как тяньди-хуй — «Общество Неба и Земли», цин-бан — «Синий клан», цзюгун-дао — «Путь девяти дворцов», чжэнькун-цзяо — «учение подлинной пустоты», игуань[1]дао — «Путь, пронзающий Единым» и др.).

A.A. Маслов

Цитируется по изд.: Философия буддизма. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц, М., 2011, с. 149-151.

Сочинения:

Ли Чжи. Цзинту цзюэ (Речитативы о Чистой земле). [Б.м., б.г.]; Ханьфэньлоу ми ли (Тайное собрание из павильона Ханьфэнь). Тай[1]бэй, 1967; Чуань Хуа Шань Байлянь-цзяо ции цзыляо цзилу (Собра[1]ние источников по восстанию «Белого лотоса» в провинциях Сычу[1]ань, Хунань, Хубэй и Шэньси). Чэнду, 1980; Гуй лянь мэн (Сны о возвращении к Лотосу). Шэньян, 1984.

Литература:

Поршнева Е.Б. Учение «Белого лотоса» — идеология народно[1]го восстания 1796-1804 гг. М., 1972; Overmyer D.L. Folk Buddhist Re[1]ligion: Dissenting Sects in Late Traditional China // Popular Culture in Late Imperial China. Berk., 1985; Bareland J. der Haar. The White Lotus Society and the White Lotus Teachings: Reality and Label. Leiden, 1989; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М, 1991; Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000.

Понятие: