Адживика (ИДС.С, 1996)

АДЖИВИКА (средства к существованию, (правильный) образ жизни) — одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось; некоторые черты учения восстанавливаются из пристрастно-неприязненных описаний критиков, в основном по текстам буддийского и джайнского канонов (VI—V века до н. э.). Видный вероучитель (но не основатель) адживики — Маскарин Гошала (пали — Маккхали Госало), современник Будды. Джайнские источники рисуют его ренегатом Махавиры после шести лет ученичества. В дальнейшем адживика упоминается вскользь и с неизменным осуждением в различных текстах вплоть до XIII века. В основе спекулятивных воззрений адживики — объективный детерминизм, не оставляющий места целесообразной человеческой деятельности. Все в мире вершится по судьбе-необходимости, людские поступки не влекут за собою соответствующих им плодов, т. е. нет религиозно-духовных плодов и кармы в строгом понимании, хотя перевоплощения признаются. Такой взгляд («нет отца, нет матери, нет учителя, все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ») ведет к полному аморализму, в чем и упрекали адживику. Следование образу жизни шраманов тогда можно объяснять ленью и уклонением от тяжелой работы в миру, а аскеза есть видимость, т. е. способ заработать себе на жизнь (аджива). Так адживика предстает «философией», как рефлексией практики и менталитета люмпенства. Однако этот напрашивающийся вывод подозрительно карикатурен. Адживика отвергала пользование одеждою, но, в отличие от остальных традиций, не требовала целомудрия. В схематизации понятий (по буддийским источникам) заметна склонность к числу 7: по 7 классов богов и людей, 771000 видов заработка и пр. Все существа достигнут избавления от сансары через 8400 тысяч кальп. Наличие в адживике теоретической мысли сомнительно; если она была, то категориально интересно разведение понятий необходимости и причинности, т. е. первая признается, а вторая отрицается.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 44-45.

Понятие: