Материализм (Ильичёв, 1983)

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии— о познаваемости мира— означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283). Такого понимания материализма придерживался и В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 98). Противники материализма употребляют неправильную терминологию для обозначения материализма. Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют материализм «метафизикой» (поскольку материализм признаёт независимое существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне нашего сознания; Материализм здесь смешивается с определенными видами идеализма. 2) Материализм называют «реализмом», поскольку материализм признаёт объективную реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово «реализм» захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить материализм до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги материализма именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя материализм в целом как направление с механически материализмом, некоторые критики материализма называют его «механицизмом».

Типология школ материализма. В философской литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.

1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм. Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектическому материализму.

2) Единственно последовательным является марксистский материализм. Ленин называл Маркса «... основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (там же, с. 357).

Непоследовательный материализм проявляется различным, образом. а) Когда линия материализма проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века. Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию материализма в своей специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс K. и Энгельс Φ., Соч., т. 22, с. 305). б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций материализма (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая — с позиций идеализма и агностицизма. в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизический материализм, неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».

3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный материализм и материализм практически действенный (деятельный). Материализм, ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский материализм.

4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический материализм и метафизический материализм. Для  диалектического материализма характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории-познания. Метафизический материализм имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.

5) С точки зрения роли, отводимой сознанию, противополагаются научный и вульгарный материализм. Научный материализм видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный материализм отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного материализма является экономический материализм, противоположный историческому материализму. Историческому материализму противостоят различные школы упрощённого материализма, дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический материализм (Фейербах, отчасти Чернышевский); б) географический материализм; в) натуралистический материализм, который считает природу определяющим фактором развития общества.

6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания различались школы рационалистического и сенсуалистического материализма (см. Рационализм и Сенсуализм).

7) Различаются сознательный материализм и стихийный, или наивный, философски неоформленный материализм. Стихийный материализм естествоиспытателей Ленин называл естественно-историческим материализмом (см. Естественнонаучный материализм).

8) Различные школы материализма характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам, которые обычно соединяются вместе (например, древнегреческий материализм, французский материализм 18 века, русский материализм 19 века).

Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность материализма. Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, материализм должен быть философски осознанным; в активной направленности материализма против идеализма выражена его партийность. В этой связи различают воинствующий материализм и материализм, не ведущий активной борьбы против идеализма.

В современных условиях воинствующий материализм, проводящий принцип партийности, есть атеистический материализм. Однако до 19 века передовые философские течения часто были вынуждены приспосабливаться к господствующей религиозной идеологии (пантеизм, деизм).

Виды материализма. Под содержанием материализма понимается прежде всего совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления.

Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды материализма: наивный (или стихийный) материализм — древних греков и римлян; метафизический  (или механический) материализм 17—18   веков;  диалектический материализм,   в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается  полное единство диалектики  (учения о  развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Изменение формы (или вида) материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. Материализм, писал Энгельс, «... подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-исторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (там же, т. 21, с. 286).

Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные — переходные от одного основного вида материализма к другому (например, материализм Древнего Востока; материализм эпохи Возрождения; Материализм русских революционных демократов 19 века и другие формы материализма, непосредственно предшествовавшие диалектическому материализму).

Материализм как философское учение на протяжении истории был, как правило, мировоззрением передовых, революционных классов. Для раскрытия классовых основ и истоков материализма в целом существенна общая направленность материализма как философского учения, отражающего наиболее прогрессивные тенденции общественного развития — связь через естествознание с прогрессом производит, сил и борьбу против религии и идеализма.

Периоды и линии развития материализма. Существуют следующие магистральные пути или линии развития материализма: Основные линии развития материализма Древнего Востока и античного материализма. Здесь главным в развитии наивного материализма древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального материализма: Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии материализма обнаруживается и в странах Древнего Востока и в античном мире. В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения материализма: механистический материализм, вульгарный Материализм, метафизический материализм, диалектический материализм. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии материализма, идущие от зачатков диалектического материализма (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл) и от представления об алейроне (Анаксимандр). Наиболее ярко и чётко борьба между материализмом и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 131).

Линии сохранения и накопления элементов и ростков материализма в средневековой философии. В условиях господства религиозной идеологии материализм был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также причины гносеологического характера: неспособность материализма древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы материализма и была представлена линия материализма того времени в трудах комментаторов Аристотеля и других мыслителей, например, Ибн Сины. В рамках средневековой схоластики борьба материализма и идеализма приняла форму борьбы между номинализмом и реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией материализма.

Основные линии возрождения и развития материализма в начале нового времени в Европе. В 15—16 веках в центре внимания представителей материализма и возникшего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности. Английский материализм 17 века появился на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 веках материалистические идеи естествознания (Галилей, Ф. Бэкон, Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (прежде всего механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы материализма в разных странах несут в себе значительные элементы наивного материализма и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного материализма. Таков материализм итальянского Возрождения 15—16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и др.), материализм 17 века (Ф. Бэкон, который представлял материю качественно многообразной). Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем материализма усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианстве, у некоторых представителей французского материализма, в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Бошковича и его последователя Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалась лишь на почве немецкого идеализма, в системах же материализма преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, Бошкович и др.). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами материализма: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов.

Борьба материализма с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные учения материализма (Гоббс, французский материализм 18 века — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах и др.) выступали и как атеистические учения. Английский материализм конца 17 века оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 веках развёртывается борьба между вновь возникающими системами материализма и идеализма: Гоббс — против идеализма Декарта, Беркли — против материализма вообще, французский материализм 18 века — против Беркли, Гегель — против французского материализма 18 века и т. д.

Основные линии развития домарксистского материализма 19 века в России и Западной Европе. Главная магистральная линия развития материализма в 19 веке проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Объективно встала задача слияния диалектики с М. путём её материалистич. переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского материализма 19 века; продолжая материалистическую традицию (материалистические идеи Ломоносова и Радищева), Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с материализмом; в Германии Фейербах сделал крупный шаг вперёд, когда отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и выступил с утверждением материализма; однако вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского материализма характерно непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского) единство материализма и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к этому.

Задачу соединения материализма с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский материализм 18 века. Взаимопроникновение материализма и диалектики в марксистской философии 19 века произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, так как были созданы подлинно научный единый взгляд на природу, общество и мышление, теория и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение материализма на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторический материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) Диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить материализм с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе материализма.

Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех науч. представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Один из основных источников диалектического материализма — неразрывная связь теории с практикой революционной борьбы, благодаря чему открывается возможность не только объяснить мир, но и коренным образом преобразовывать его.

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешённым вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски реальных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Только тогда, когда учёные, хотя бы иногда и бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешённые вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», Материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование материализма может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, т. е. на диалектику. Весь ход развития науки и общества, международного революционного движения рабочего класса полностью подтверждает творческий характер и истинность высшей формы философского материализма — диалектический и исторический материализм (см. статьи Диалектический материализм, Исторический материализм, Материя и лит. к этим статьям).

Б.   М.  Кедров.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: