Мокша

МОКША (избавление, освобождение) — предельная, окончательная цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. Представление о мокше впервые засвидетельствовано в текстах упанишад; уже там эта идея выражается несколькими словами, а впоследствии появляется около 20 синонимов с буквальными значениями затухание скорбей, сверхблаго, бессмертие, исход, свобода, самодовление, предельное блаженство, нестановление вновь и пр. Осмысление мокши в философско-религиозных терминах и взгляды на средства ее обретения крайне разнообразны, настолько, что можно предполагать наличие разных конечных целей и методов их достижения. В отношении средств существовали такие альтернативы: либо

а) достаточно подавить всякую мирскую деятельность (карма) и избавиться от результатов прошлой деятельности, либо

б) необходимо еще обретение особого знания;

а) достаточно ли своих собственных усилий, или

б) необходимо наставление, обучение, или же в) деятельное соучастие бога.

Сама конечная цель могла пониматься: а) как вечное, неизменное бессознательное пребывание, «подобно деревяшке», в избавленности ото всех скорбей — в ньяе и вайшешике; б) как вечное бессодержательное сознавание и бытие в качестве «свидетеля», пребывание самодовлеющим и в себе самом — в санкхье и йоге; в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности — в адвайта-веданте; г) как свобода и блаженство в боге, с сохранением отличий освобожденной души и бога — в других школах веданты. Возможность прижизненной мокши в теле одними школами признавалась, другими — отвергалась. Мокша не есть лишь регулятивная идея, ибо и в нашем веке засвидетельствованы случаи ее достижения, не подвергаемые сомнению в традиционной культуре.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 288-289.

Понятие: