Йоги (Руднев, 1980)

В Джайпуре нам представилась возможность впервые познакомиться с йогами в их своеобразном институте, приютившемся на глухой окраине города, в маленьком приземистом домике. К этому дому примыкал глухой двор, внутри которого вдоль изгороди располагались крытые галереи — нечто вроде клетей для мелкого рогатого скота. В этих клетях жили йоги, ученики, а местом их занятий являлся двор, поросший густой травой. Нам представили главного йога, руководителя этой школы. Это был на вид еще совсем молодой индус среднего роста с прямой и величественной осанкой. Разговаривая, он оставался совершенно неподвижным, вращая только белками глаз. Смуглое лицо обрамляла красивая кудрявая борода. На голове его повязан голубой тюрбан, поверх желтой туники была надета красная мантия. Он был бос. За ним по пятам всюду следовали несколько подростков из числа его учеников. По сигналу учителя, слову или движению пальца ученики знали что им делать, бесшумно выполняя все его указания.

В чем же состояла, по рассказу этого гуру, система обучения в школе йогов? В школу набирались дети 5— 6 лет и учились здесь до 18-летнего возраста. Их учили читать, писать на санскрите, учили есть, пить, дышать, спать и прежде всего гимнастике по очень сложной и последовательной системе упражнений (Асан). Программа усложнялась из года в год, и в старших, если можно так сказать, классах они изучали анатомию и целый ряд близких к современной медицинской науке дисциплин. Основной метод воспитания йогов — аскетическая закалка организма и характера. Йоги изучают систему всех жизненных процессов и отправлений организма.

Во всей Индии есть десятки таких школ, однако эти школы разнятся по своим целям и задачам: одни йоги специализируются как медиумы — врачи, другие — как цирковые артисты, третьи — как фокусники, факиры, демонстрирующие «способности» организма, и, наконец, есть йоги, которые занимаются разного рода философскими и религиозными прогнозами.

Особое внимание занимают комплексы асанов как искусство принятия сложнейших статических поз. И если простейшее упражнение йогов состоит в том, что следует правую ногу положить за правое ухо, то об остальных асанах уже и говорить не приходится — они очень сложны. Далеко не каждый может овладеть такого рода «гимнастикой», если ею не заниматься с раннего детства.

Для наилучшего действия или усвоения всех «асанов» (упражнений) предписываются некоторые элементарные правила по применению упражнений, водных процедур, способов дыхания, питания, всего образа жизни, поведения.

Древнеиндийское учение о человеке, называемое йогой, иногда включается в комплекс индуистской религии. Это учение возникло задолго до того, как сложился индуизм, так как еще в ведические времена оно имело своим истоком народную медицину и древние философско-этические учения о природе человека.

Йога (санскр.) означает размышляющий над природой человек. Метод йогов представляет путь изучения, распознания скрытых и таинственных сил человеческого организма. Главная идея йогов состоит в том, что на организм человека, на его мышцы, кровь, сердце, легкие, желудок, кишечник и прочее влияют те или иные внешние духовные силы и что поэтому, изучив различные психические состояния организма, его периферические и «автономные» функции, можно влиять на жизнь человека и управлять его жизнедеятельностью. При всем оккультизме и превратности мировоззрения йогов следует справедливо отметить действительное познание ими целого ряда функций организма, а также средств народной медицины, благодаря которым они могут л том или ином случае изменить состояние организма и даже излечивать некоторые болезни.

Впервые сведения об йоге были обнаружены в философском трактате «Бхагавад-Гите», написанном примерно за 1000 лет до н. э. Позднее, во II веке до н. э., было написано 4-томное сочиоепие, в котором собраны воедино все сведения об йогах. Это сочинение называлось «йогасутра» (высказывание об йогах). В нем впервые были даны описания диеты, упражнений, психотренировки, мистических сторон учения йоги и др.

Существуют весьма различные толкования и понятия об йогах: это и «соединение», «слияние с божеством», и «надевание ярма», «эапряжка», «саматава» (уравновешенность).

В «Йога-даршане», автором которой является Махариша Патанджали, живший во II веке до н. э., слово «йога» обозначало усилие, направленное на достижение высшей цели.

Как индийские, так и неиндийские исследователи йогов приходят к выводу, что «йога» берет свое начало в первобытной магии, ее родоначальниками были шаманы и колдуны, которые развивали в течение ряда тысячелетий искусство «переселяться» в мир духов и теней, создавая иллюзию обладания сверхчеловеческой силой, посредством которой йог мог остановить сердцебиение, дыхание, впасть в нечувствительность. Все эти эффекты и аффекты достигались изнурительной тренировкой и овладением сложным комплексом навыков и приемов, воспринимаемых из поколения в поколение. Издавна существовали многочисленные школы йогического мастерства. Подобного рода искусство наблюдается у многих народов Азии и Востока. Этим занимались шаманы Алтая, Сибири и Северной Азии, которые умели приводить себя в состояние нервной и психической экзальтации, каталептической депрессии, нечувствительности. В Древней Греции этим ремеслом занимались прорицатели-оракулы, которые добивались того же эффекта с помощью наркотиков, курения и т. п.

В Индии в период, когда начал складываться рабовладельческий строй и сложилась кастовая, или брахманская, идеология, йога становится философским учением об освобождении духа от тела и материи (сансары и кармы) и о возможности его перевоплощения. Освобождение духа (атмана) — высшая цель йога, которая достигается посредством преодоления восьми ступеней йоги: яма (воз-держание), ньяма (внутренняя дисциплина), асана (положение тела), пранаяма (контроль эа дыханием), пратьяхара (отвлечение чувства), дхарана (концентрация внимания), дхъяна (медитация), самадха (самоуглубление).

Первые пять ступеней образуют так называемую «хатха-йогу», которая является универсальной для всех йогических направлений и употребляется как средство оздоровления и омолаживания организма. Весь же комплекс доступен только избранным, которые могут достичь высшей цели — освобождения духа. Йогическая идеология и практика стали одной из характерных черт древнеиндийской культуры. До сего времени искусство йогов изучают в школах, колледжах, в государственных учреждениях и организациях. Существуют специальные школы и институты по подготовке йогов, а также больницы, клиники, в которых содержатся пациенты, страдающие самыми различными заболеваниями. Неполное сгорание продуктов питания в организме, утверждают йоги, влечет его перегрузку, засорение, отравляет слизистую оболочку органов и вызывает воспалительные процессы, нарушающие обмен и секреторные функции организма. И они стараются избежать этих явлений благодаря дыхательным упражнениям и «механической чистке» внутренностей. У йогов существуют весьма оригинальные способы очистки носоглотки, легких, желудка и кишечника. Так, с помощью собственных рук они очень легко опорожняют от содержимого кишки и желудок, заглатывают бинты, протирая и смазывая ими стенки желудка, и т. д.

Характер упражнений (асан) йогов состоит в попеременном сжатии или расслаблении тела, мускулов и суставов, когда разгоняются накопленные в них токсины. При таких асанах тело приводится в какое-либо статичное положение (стояние на голове, на шейных позвонках, провисание на руках и т. п.). Название каждого упражнения носит имя животного пли растения. Такого рода упражнения мы встречаем в наших цирках (лев, кобра, лотос). Подобные упражнения недоступны людям, не имеющим специальной подготовки и тренировки, так как могут вызвать резкое нарушение кровообращения, опасное для жизни.

Универсально полезной и целебной признана во всем мире так называемая «сарвангасава» (стойка на голове). Техника ее доступна каждому, но требует внимания и специальной тренировки, для того чтобы постепенно от поднятия вытянутых под прямым углом ног перейти к поднятию бедер с помощью обеих рук и стать, наконец, в вертикальную стойку на шею и плечи, поддерживая корпус обеими руками и соблюдая при этом равномерное дыхание в течение трех минут, не менее.

Полагают, что в течение именно этого времени клетки тканей и центральная нервная система организма успевают получить необходимое питание за счет обратного кровообращения. Таким образом, в одном процессе объединяются очищение и обновление самой крови и внутреннее питание различных желез и органов тела.

Заслуживают большого внимания дыхательные упражнения по системе йогов, которые способствуют укреплению сердца, кровообращения и легких. Что касается «чудес», которые совершают йоги, — останавливание сердцебиения и дыхания, клиническая смерть и т. п., — то все эти «феномены» требуют проверки. Нужно иметь в виду, что этим искусством промышляют не столько йоги, сколько факиры.

Наибольший интерес в практике йогов представляет медитация (дхъяпа) — способность посредством особой концентрации внимания, сосредоточенности приводить себя в состояние полного отвлечения от реальности, самоуглубленного покоя. Это состояние достигается различными способами и приемами: фиксированием внимания на каких-либо предметах или пятнах света или цвета, изображении бога Шивы или Кришны, кончике носа, звуках капели, на мыслях и идеях — любовь, нежность, умиротворение, частота. Наиболее удобной для достижения этого состояния считают позу Лотос, а время — 4—6 часов утра. По-видимому, этот метод йогической медитации может лечь в основу современной психотерапии, в которой уже имеет место практика лечения ряда сложных нервных и психических заболеваний. В учении о йогах, в частности о медитации, как раз очень большое внимание уделяется психотерапевтическим условиям: тишине, покою, умеренной температуре, чистому горному воздуху — тем обычным санаторным условиям, которые способствуют отвлечению, созерцанию и покою.

Однако медитацию нельзя представлять как только созерцание или покой. Сами йоги отзываются о ней как о состоянии экстаза, постепенном переходе в парящее состояние. Сначала человек испытывает дрожь, покрывается «гусиной кожей», затем начинает видеть яркие световые вспышки, напоминающие молнии, потом теряет ощущение веса тела, после чего происходит сильнейший нервный взрыв.

Итак, медитация — это нервный взрыв, припадок, коллапс, за порогом которого наступает полуобморочное состояние. Такого состояния можно достичь только благодаря нарушению, расстройству психоневрологической системы всего организма. Думается, что такой «душевный оргазм» может быть свойствен лицам с гиперболически развитой чувственностью, граничащей с нарушением равновесия психической системы. Ведь того же состояния подчас добиваются лица, употребляющие наркотики и курения. Следовательно, такой «апофеоз» йогов никак не может заинтересовать всякое здоровое общество или здоровый организм.

Как всякое древнее учение, йога имеет прямую связь с мистическими и религиозными течениями многих эпох и непрерывно развивало два основных направления — психологическое и физическое. Первое применяло психо-тренировку (специальные молитвы и методы самовнушения) , с помощью которых достигалось отключение от реальной действительности, избавление от душевных и физических страданий, т. е. обретение чувства нирваны — вечного блаженства. Второе направление использовало йогу для совершенствования функций человеческого организма — дыхания, кровообращения, теплообмена, мышечной динамики и общефизического равновесия. В обоих направлениях имели место крайности, которые вели к вредным последствиям — психическим и физическим трюкам и «чудесам». Известно, что природа наделила наш организм огромным запасом прочности и средств самозащиты, поэтому йоги могли их развивать до такой степени, что поражали воображение несведущих людей. В наше время это учение и это искусство могут приносить несомненную пользу человечеству, если их поставить на строгую научную основу, что и делается не только в Индии, но и во многих странах мира.

Так, в «Бхагавад-гите», написанной более 3 тысяч лет тому назад, говорилось о том, что научиться этому искусству может лишь тот, кто дисциплинирует свою преданность ему, любознательно изучает его секреты, бескорыстно служит ему. «Мудрецы, ведающие истину, укажут тебе путь к знанию».

Первый современный центр по изучению йоги основан в 1932 г. индийским врачом Свами Ишванандом. Он находится у подножия Гималаев в Ришскеште. Свами Ишванавд посвятил свою жизнь проблемам здоровья человека и нации. Он утверждал, что людям очень нужны правильные знания о самих себе и что необходимо распространение этих званий как элемента культуры.

С помощью знаний йоги можно эффективно устранять физические и душевные недуги человека — таков главный тезис сторонников этого учения. В 1948 г. центр в Ришекеште был преобразован в «Лесную академию» по изучению йоги, которое здесь сочетается с изучением методов народной медицины, применением целебных трав и современной психотерапии.

С точки зрения современной науки йога есть гармония организма, гармония внутри себя и гармония с окружающим миром. Это не бездеятельность и не пассивность, а динамическое равновесие внутренних сил человека с силами, воздействующими на него извне. В Гите сказано: «Йога учит, как достичь динамического равновесия». Действие, разум и эмоция — это та тройка, которая везет за собой «карету тела». Они должны действовать в идеальном согласии, чтобы тело нормально функционировало и успешно справлялось со своими обязанностями. Говоря об этом, известный современный специалист в области изучения йоги, индийский врач Ашок Тхакер в одной из своих статей делает совершенно логический вывод: «Способности человека должны быть развиты всесторонне. Йога учит, как достигнуть идеального здоровья. Познать вредные факторы, влияющие на организм, и научиться избегать их — это еще полдела. Йога подготавливает организм адекватно реагировать на эти факторы. Человек, который проник в тайны работы своего тела и мозга, который сознательно использует эти знания для достижения идеального здоровья, человек, который ведет активную и плодотворную жизнь, имеет право называть себя йогом» [39].

Таким образом, теория йоги заслуживает того, чтобы стать одной из составляющих культуры современного общества. Однако эта цель достижима при создании соответствующих социальных условий жизни, т. е. устранении таких зол и противоречий буржуазного общества, как эксплуатация человека, нужда, голод, расовая сегрегация, культурная отсталость и засилье религиозного сознания. Но и сейчас многие прогрессивные принципы и методы йоги с успехом используются в процессе воспитания школьников и студентов многих индийских учебных заведений.

Не менее любопытна философия йогизма, чрезвычайно многочисленные и разнообразные древние, средневековые и современные философско-этические течения, миссии, школы и общины, которым несть числа.

Наиболее ярким представителем такой философии является Шри Ауробиндо (1872—1950), который в течение полувека занимался постижением методом йоги путей самосовершенствования и постепенного познания всех ступеней сознания. В основу своих исследований он взял открытое риши — авторами «Ригведы» — так называемое «некое четвертое», которое было им обозначено как новый «супраментальный» мир, т. е. возможное четвертое состояние материи, некое будущее состояние, при котором материя не умирает. Возможно, это материя иного рода или иное видение той же самой материи [47, с. 27—31].

Шри Ауробиндо, исходя из этих представлений, приходит к следующему любопытному выводу: «Сторонники действий считают, что все можно исправить путем непрерывного развития человеческого интеллекта и производства энергии. Однако сегодняшнее положение вещей г мире, где развитие интеллекта и производство огромного количества энергии достигли беспрецедентных масштабов, убедительно доказывает беспочвенность иллюзий, которыми эти люди руководствуются. Йога исходит из того, что истинная основа жизни может быть обнаружена лишь в результате изменения сознания, от внутреннего к внешнему, таков, по сути дела, закон» [47, с. 27—31].

Известная последовательница Шри Ауробиндо и основательница философской общины-ашрама в городе Пондишери Мирра всю свою долгую жизнь искала ключ к «трансформации, путь к повым видам сознания и восприятия — иными словами, путь к суперментальному»; Эти поиски происходили с помощью йогических упражнений самоуглубления, созерцания, медитации и аскетизма. Мирра, называемая в Индии «Мать», учила свою паству тому, что первым шагом на пути к самоусовершенствованию является познание самого себя, различных частей своего естества и их соответствующей деятельности, направленное на то, чтобы понять происхождение всех тех импульсов, которые рождаются в вас, а также различных реакций п побуждений, которые заставляют нас действовать [47, с. 27-31].

Процесс этот, как утверждает Мирра, несколько похож на то, как берут три или четыре разные краски и смешивают их вместе в воде. В результате получается сероватая, неопределенная, непонятная смесь. Нельзя сказать, где здесь красный цвет, где голубой, зеленый или желтый. Смешанные вместе, они образуют нечто неопределенное. Поэтому первое, что необходимо сделать, — это отделить друг от друга красную, голубую, желтую и зеленую краски и положить их на свои места. По признанию самой Мирры, всего этого она добивалась приведением себя в сомнамбулическое состояние, когда полулежащее тело было в состоянии глубокого сна, но сознание ее бодрствовало. Таким образом достигалась «иная форма жизни и более высокое духовное сознание».

Цитируется по изд.: Руднев В.А. По историческим и культовым местам Индии. Л., 1980, с. 56-64.

Примечания

39. Тхакер Ашок. Йога —Индия, 1972, № 4 (33).

47. Индия, 1977, № 51.

Понятие: