Серваж

СЕРВАЖ (франц. servage, от лат. servus - раб) - вид феодальной зависимости крестьянства в средневековой Западной Европе. Понятие серваж было разработано на материале истории Франции. Трактовка серважа во французской историографии пережила несколько основных этапов. Историки середины 19 века (Дарест де ла Шаванн, Дониоль, Лемари) видели в серваже периода Каролингов форму, близкую к позднеантичному колонату, а в сервах 10-12 веков - прямых потомков каролингских сервов; Серваж рассматривался при этом как преобладающая форма крестьянской зависимости в 10-13 веках, а прикрепление к земле - как обязательный атрибут серважа. В трудах этих историков серваж фактически уподоблялся крепостному состоянию, характерному для ряда стран Восточной Европы 17-19 веков. На рубеже 19-20 веков А. Се внес в эту концепцию частичные поправки: вскрыл значительную роль в складывании серважа не только позднеантичных институтов, но и процесса имущественного разорения мелких свободных собственников; он подробно описал специфические повинности сервов, показал различия в развитии серважа в разных районах Франции. Новый этап в разработке истории французского серважа связан с трудами М. Блока. Согласно его взглядам, серваж прошел несколько стадий в своем развитии. В каролингской Галлии 8-9 веков сервы были малочисленны; они слабо отличались по своему положению от франкских рабов; большая их часть владела земельными наделами, остальные были безземельными дворовыми. Серваж как характерный институт феодальной Франции возникает, по мнению Блока, лишь в 10-11 веках. Сервы этого времени представляли собой новую социальную категорию, сложившуюся в результате слияния рабов, потомков вольноотпущенников, литов, обедневших колонов и разорившихся свободных аллодистов. Как полагал Блок, сервы стали в это время основной категорией крестьянства во французской деревне, а их главной отличительной чертой была наследственная связь с господином, которая выражалась в уплате ему поголовной подати (шеваж), запрете без его разрешения вступать в брак с сервами других вотчинников (формарьяж) и передавать свое имущество наследникам (менморт, см. Мертвой руки право); кроме того, сервы могли судиться только у своего сеньора. С точки зрения Блока, личная связь сервов с сеньорами не предполагала прикрепления к земле: при условии продолжения уплаты личных повинностей своему господину сервы могли переходить (и фактически переходили) на земли других вотчинников, ибо запрет перехода при слабости центральной власти и обширности фонда свободных земель вообще был не реален. Рубежом 12-13 веков Блок датирует начало новой стадии в развитии серважа. Ее отличия: причисление к сервам определяется главным образом социальным статусом земельных держаний; любой держатель сервильной земли - пока он ею владеет - рассматривается как серв, обязанный формарьяжем и менмортом (или платежами вместо них), а также не фиксированными по объему «помочами» (произвольная талья); по своей правоспособности сервы во многом сближаются с остальным крестьянством; фактическое прикрепление сервов к земле усиливается благодаря исчерпанию фонда свободных земель и участившимся межсеньориальным соглашениям о неприеме чужих сервов, но юридически уход с держания запрещен не был. В 13-14 веках, по мнению Блока, происходит личное освобождение сервов и значительной часть их выкупает свои сервильные повинности.

Концепция французского серважа, разработанная Блоком, получила широкое признание. Тем не менее в послевоенный период ряд ее положений подвергся пересмотру. Сначала Л. Верье, а затем Ш. Перрен, Р. Бутрюш, Г. Фуркен и другие пришли к выводу, что повинности, которые Блок считал критериями серважа (шеваж, формарьяж, менморт), взимались (по крайней мере до середины 13 века) не только с сервов, но и со всех крестьян. Представление Блока об абсолютном преобладании сервов среди крестьян 10-13 веков (основывавшееся на его понимании критериев серважа) было отвергнуто. По мнению Перрена и других, серваж был не всеобщим состоянием французского крестьянства, и не единственной формой его личной зависимости от сеньоров, но лишь одной из таких форм, характеризовавшейся максимальной социальной приниженностью крестьянина. Соответственно, сервы 10-11 веков в большей мере, чем это казалось Блоку, были генетически связаны с каролингскими сервами. Слияние сервов с другими юридическими категориями крестьянства в 10-11 веках было лишь частичным; наиболее широко оно развернулось в 13-14 веках, приводя либо к полному растворению сервов среди остальных крестьян (главным образом на Западе Франции), либо к превращению серважа (в форме, свойственной его поздней стадии) в нормальное состояние значительной части крестьянства (главным образом на Востоке Франции). В первую очередь серваж охватывал здесь, по мнению Ж. Дюби, малоимущих крестьян, вынужденных приобретать сервильные держания из-за отсутствия иных источников средств к жизни. Остатки серважа, сохранившиеся до 18 века, охватывали именно эту беднейшую часть крестьянства (ко времени Великой французской революции сервы и менмортабли продолжали существовать лишь в некоторых Восточных провинциях, составляя не более 10% крестьянства).

В советской историографии (учитывающей как выводы Блока, так и их критику в новейшей литературе) серваж рассматривается как одна из наиболее суровых форм феодальной зависимости. Личная несвобода крестьян, предполагавшаяся серважом, не представляла собой чего-либо исключительного: она была характерна в той или иной мере для всех прослоек феодального крестьянства (в том числе и для крестьян, получивших освобождение). Но серваж, характеризовавшийся личной связью серва с его сеньором, означал наибольшую в условиях средневековой Франции степень ограничения личных и гражданских прав крестьян (возникавшую, в частности, там, где в руках одного сеньора одновременно были личные, поземельные и судебные права над крестьянами). В этом состоит типологическое сходство серважа с русским крепостничеством. Однако отождествление этих двух явлений, проводящееся нередко в специальной и учебной литературе, неправомерно (так, французские сервы не были юридически прикреплены к земле; их отделение от принадлежавших им держаний встречалось очень редко). Советские медиевисты констатируют тесную связь серважа 8-9 веков с барщинным хозяйством и отмечают важность - для исчезновения лично-наследственного серважа и для освобождения сервов - перехода к оброчной системе, а также классовая борьбы крестьянства.

Понятие серважа используется в современной историографии и в применении к истории Германии, Италии, Испании, Англии. Для каждой из этих стран под серважом подразумеваются не вполне тождественные формы феодальной зависимости. В Германии 9-10 веков серваж был подобен галльскому серважу периода Каролингов (причем доля сервов в немецком крестьянстве этого времени была выше, чем на территории Галлии). Характерные для этого периода категории сервов (держатели земли и безземельные дворовые) сохраняются и в 11-12 веках. В 13 веке в Германии существовало 2 вида серважа: 1) поземельный серваж (Hörigkeit), предполагавший сочетание у крестьян поземельных обязанностей за пользование держаниями с личными платежами (включавшими, в частности, поголовную подать, менморт и формарьяж); 2) личный серваж (Leibeigenschaft), предполагавший, что крестьянин имеет перед своим сеньором лично-наследственные обязанности (в том числе три названные выше), не будучи держателем его земли. В 13-14 веках наметилась тенденция к уничтожению лично-наследственных обязанностей крестьян и к стиранию юридических различий в их среде. Однако значительная власть сеньоров над личностью крестьян была уничтожена далеко не везде, что облегчило развертывание феодальной реакции в 15 - начала 16 веков. В Северной и Средней Италии 6-7 веков сервы еще мало отличались по своему положению от позднеантических рабов. В 8-10 веках основной категорией среди сервов стали держатели земельных наделов. Они составляли значительную долю крестьянства и были ограничены во владельческих и личных правах. В 11-13 веках число сервов-держателей сократилось за счет перехода части из них на положение колонов, но сохранившиеся сервы оставались лишенными не только гражданских, но и большинства владельческих прав, отличаясь в этом отношении от сервов других стран Западной Европы данного периода; известная часть итальянских сервов продолжала находиться на положении дворовых работников и домашних слуг. В 13-14 веках развернулось освобождение сервов, в котором особую роль сыграли города; в результате освобождения большинство сервов добилось улучшения своего правового статуса.

В Испании серваж возник уже при вестготах в 5-7 веках в обоих характерных для раннего серважа формах. В период арабского господства часть сервов, принявших ислам, получила свободу, зависимость других была несколько смягчена. В ходе реконкисты и последовавшей колонизации серваж исчез на большей части страны, за исключением Арагона и Каталонии (см. «Дурные обычаи», ременсы). О серваже в Англии - см. Вилланство.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Литература:

Dareste de la Chavanne C., Histoire des classes agricoles en France..., P., 1854; Leymarie A., Histoire des paysans en France, pt. 1-2, P.,1856; Doniol H., Histoire des classes rurales en France et de leurs progrès, P., 1857; Sée H., Les classes rurales et le régime domanial en France, P., 1901; Блок M., Характерные черты франц. агр. истории, пер. с франц., М., 1957; Bloch M., Le servage. Recueil de la Société Jean Bodin, Brux., 1937; его же, Le servage dans la société européenne, в его кн.: Mélanges historiques, t. 1, P., 1963; Verriest L., Institutions médiévales, Mons, 1946; Boutruche R., La seigneurie rurale en Occident..., в кн.: IX Congrès international des Sciences historiques, t. 1, P., 1950; Rerrin Ch.-E., Le servage en France et en Allemagne..., в кн.: Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche, v. 3, Firenze, 1955; Duby G., L'économie rurale et la vie des campagnes dans l'Occident médiéval, v. 1-2, P., 1962; Fourquin G., Les campagnes de la région parisienne..., P., 1964.

Перечень работ советских историков см. при ст. Крестьянство.

Понятие: