Абсолютизм (Кан, 1980)

Датско-норвежский абсолютизм в первой половине XVIII века.

Дальнейший рост буржуазного уклада. Восстановление крепостничества в Дании. В первой половине XVIII века политическая история Дании-Норвегии по сравнению с историей Швеции бедна событиями. Самодержавные монархи, включая долго царствовавшего Фредрика IV (1699-1730), несколько улучшили делопроизводство и судопроизводство, оздоровили финансы, развили средства сообщения, наладили мизерную помощь беднейшему населению. Предметом особой заботы правительства были города, промышленность и торговля. То было время крайнего меркантилизма. В начале XVIII века уже примерно пятая часть датчан проживала в городах. С окончанием Великой Северной войны удельный вес Копенгагена и датчан в балтийской торговле заметно вырос, прежде всего в деле снабжения всей Балтики западноевропейскими и колониальными товарами (Главная торговая компания, 1747). Среди привилегированных монополистических торговых компаний наиболее крупной и процветающей была Азиатская компания ( 1732), сменившая датскую же Ост-Индскую и торговавшая индийским и китайским чаем. Датская Вест-Индская компания успешно торговала сахаром со своих плантаций. В 1736 г. в датской столице был основан банк (Курантбанкен), финансировавший торговлю, промышленность, градостроительство и выпускавший с этой целью первые в Дании банкноты. Впрочем, значительная часть капитала копенгагенских торговых домов все еще была голландского и немецкого происхождения.

Датская мануфактурная промышленность по-прежнему отставала от торговли и судоходства. Узость внутреннего рынка и конкуренция лучших по качеству иностранных изделий действовали сильнее, чем всевозможные правительственные субсидии и льготы мануфактуристам, чем многочисленные запреты на ввоз изделий из заграницы. Слабая покупательная способность феодально-зависимых крестьян, в своей значительной части крепостных, усугублялась хронически низкими ценами на хлеб в 1650-1750 гг.

В условиях длительного аграрного кризиса и помещичьего гнета сельская молодежь стремилась уйти в города. Под нажимом дворянства Кристиан VI в 1733 г. восстановил крепостничество в Дании (под новым названием «стависбонд») для мужчин в возрасте от 14 до 36 лет (затем даже с 9 до 40). Это обеспечивало дворянам даровые (крестьян-барщинников) или дешевые (хусменов) рабочие руки.

Условия самодержавия первой половины XVIII века не оставляли места для политической оппозиции. Однако контроль за религиозным единомыслием постепенно стал ослабевать. Измученные вой[1]нами и стихийными бедствиями массы в Дании и других скандинавских странах нуждались в духовной пище, какой не давала им государственная лютеранская церковь с ее сухим догматизмом. Такую пищу несло пришедшее из Германии мистическое движение пиетистов. Пиетисты призывали к практическому христианству - нравственному самоусовершенствованию и помощи ближнему. Пиетизм как разновидность пуританства нес с собой известную демократизацию религиозной жизни. Пиетистские кружки быстро распространились среди ремесленников и других горожан Дании, а затем и всех скандинавских стран. Новое религиозное течение нашло приверженцев и в верхах общества, особенно при дворе угрюмого датского короля Кристиана VI (1730-1746). Под влиянием священников-пиетистов в Дании преследовались театральные представления, маскарады и пр. (был, например, закрыт на несколько лет театр в Копенгагене), строго каралось непосещение церкви по воскресеньям. В Дании, таким образом, пуританская проповедь XVIII века оказалась вместе с тем орудием ханжеской самодержавной опеки над подданными.

Хотя после Фредриксборг;ского мира 1720 г. Дания счастливо избегала вовлечения в новые войны, ее международное положение оставалось крайне шатким. Если в XVII веке датскую дипломатию преследовала угроза коалиции голштинских герцогов со Швецией, то теперь такой угрозой стал тесный союз тех же герцогов с русскими императорами. Брак герцога Карла Фридриха Гольштейн-готторпского с дочерью Петра I Анной и русско-шведский союзный договор 1724 г. означали для Дании реальную угрозу новой утраты Шлезвига. В ответ Дания сблизилась с Англией и Францией (гарантами Фредриксборгского мирного договора) и .вместе со Швецией присоединилась к Ганноверскому союзу западных держав в 1727 г.

С конца 20-х годов российские самодержцы надолго перестали поддерживать голштинских герцогов и датская дипломатия сумела, наконец, возродить традиционную дружбу с Россией. Союзным до[1]говором 1732 г. Россия гарантировала территориальную неприкосновенность владений датского короля. Защита статус-кво на Бал[1]тике, «северного спокойствия» все чаще выдвигаются датской дипломатией в качестве руководящей концепции. В 1742-1743 годы датчане даже добивались избрания своего наследного принца и на шведский престол. Неудача - избрание шведами герцога Адольфа Фридриха - и одновременное провозглашение другого голштинского герцога Карла Петра Ульриха (будущего Петра III) наследником русского престола означали соответственно ухудшение русско-датских и датско-шведских отношений: русско-шведский союзный договор 1745 г. предусматривал совместную поддержку притязаний Гольштейн-Готторпов в Шлезвиге.

К середине XVIII века внешнеполитическое положение Датского[1]королевства вновь окрепло. Традиционное недоверие Петербурга к Швеции перевесило навязываемую голштинцами вражду к Дании.

Культура скандинавских стран с начала XVII до половины XVIII века. Раннее Просвещение. В XVII веке достижения скандинавских народов в области науки, литературы и искусства еще носили по преимуществу подражательный характер и имели почти исключительно местное, национальное значение. Вместе с тем на протяжении XVII столетия заметно уменьшилось засилье лютеранского богословия в университетах, ослабла церковная цензура печати. Идеи новой светской философии, сначала картезианства, затем естественного права, наконец, эмпиризма стали проникать вместе с точными науками в среду образованных людей скандинавских стран. Шведские короли и регенты этой эпохи, не исключая (вопреки ходячему мнению) и Карла XII, покровительствовали наукам и искусствам, а шведская королева Кристина была одной из образованнейших женщин XVII столетия.

Шведские власти в 1668 г. в завоеванной провинции Сконе основали Лундский университет с явной целью скорейшей ассимиляции своих новых подданных - датчан и норвежцев. В столицах обоих государств уже было немало французских, итальянских, немецких, голландских ученых, живописцев, музыкантов. С 1634 в Копенгагене и с 1645 г. в Стокгольме выходили газеты.

В век великодержавия шведский двор принял в значительной мере космополитический характер, а количество заимствований в шведском языке ни до, ни после не было столь велико. Более скромный датский двор казался теперь несколько провинциальным (в XVI в. соотношение было обратным). Дания находилась - благодаря унии с герцогствами - в орбите главным образом немец[1]кого культурного влияния. Многовековое культурное превосходство Дании над Швецией во второй половине XVII века явно слабело, а в XVIII веке в некоторых областях сменилось шведским превосходством.

В конце XVII века идеи умеренного философского рационализма - картезианства - уже имели в Швеции выдающихся последователей, отличавшихся обычно разносторонностью своих научных интересов. Таков был епископ А. Рюделиус (1671-1738), профессор университета в Лунде, воспитавший целое поколение шведских ученых. Профессор Упсальского университета Улоф Рюдбек (1630-1702) - одновременно анатом, ботаник, архитектор и историк впервые начал преподавать в Упсальском университете на шведском языке. Кр. Польхем (1661-1751) - первый шведский изобретатель, предложил ряд ценных нововведений в горном деле (машина для поднятия руды из шахт), создал ряд обогнавших свое время проектов.

В XVIII веке шведские философы уже внесли оригинальный, хотя н глубоко реакционный, вклад в развитие западноевропейской мысли. Эммануил Сведенборг ( 1688-1772) явился крупнейшим со времен Якова Бёме мистиком-духовидцем. Он создал теософское учение, снискавшее ему широкую популярность в религиозных кругах, оппозиционных к господствующей церкви. Секта сведенборгианцев действует в США, Англии и других странах и поныне.

В 1719 г. в Упсале было основано первое ученое общество, а в 1739 г.- Академия наук в Стокгольме. Чем ближе к середине XVIII века, тем больше шведских ученых -уже с европейским именем: инженеры М. Тривальд (создатель первой в Швеции паровой машины в 1728 г.) и тот же Сведенборг, математики и астрономы А. Цельсий (в его честь названа температурная шкала) и С. Клингеншерна, агрохимик И. Г. Валлериус и, конечно, Карл Линней (1707-1778)- создатель не только научной классификации растений, но и этнографии шведских провинций.

В Дании естественные науки - астрономия и медицина - имели более старую традицию, чем в Швеции. Европейскую известность заслужил анатом Томас Бартолин Старший ( 1615-1680). В 1675 г. Оле Ремер с помощью астрономических наблюдений обнаружил скорость распространения света. Его современник Н. Стенсен был одним из основателей геологии как науки. Затем, однако, датское естествознание стало отставать от быстрее развивавшегося шведского. В Копенгагене первое ученое общество (впоследствии Академия наук) возникло только в 1742 г.

Успешнее развивались в Дании изучение древностей, историография. Уже с начала XVII века здесь стали по указу короля собирать древние памятники и акты. В конце XVII в. ученые-исландцы, получившие образование в Дании - Т. Торфуэс и особенно Арни Магнуссон,- занялись собиранием и перепиской бесценных древ[1]неисландских рукописей. В XVIII в. собиранием, критикой и изданием средневековых текстов особенно прославились датчане Хане Грам (1685-1748) и его ученик Якоб Лангебек (1710-1775). Датское Общество отечественной истории и языка было основано Лангебеком в 1745 г., а шведская Академия литературы, истории и языка - в 1753 г. Первые общедоступные, написанные с рационалистической точки зрения сочинения по отечественной истории на родном языке появились в Дании и в Швеции лишь в первой половине XVIII в. и принадлежали перу двух замечательных деятелей скандинавской литературы и просвещения - Л. Хольберга и У. Далина. Миссионеры из Норвегии - отец и сын Эгеде положили начало христианизации гренландских эскимосов, а также составили алфавит, издали букварь ( 1739) и перевели Библию на их язык.

В области собственно литературного творчества все скандинавские народы в XVII. в. дали мало оригинального, подпав в особенности под влияние французского классицизма. Религиозная лирика, песнопения-псалмы преобладали в датско-норвежской поэзии (Т. Кинго в Дании, П. Дасс в Норвегии). Бедна и. проза того времени. Более успешно развивалось в Дании XVII в. изучение родного языка (первая датская грамматика на датском же языке П. Сюва, 1685), издавались народные песни и пословицы. Большее значение имел XVII век в истории шведской литературы. Недаром существует даже понятие «век Шернъельма». Георг Шернъельм (1598-1672) прославился более всего как основоположник светской поэзии. Писал он в духе гуманизма и Возрождения, используя античные сюжеты, приемы, размеры и формы. Главным его произведением была поэма-наставление «Геркулес» (1658). Датско-норвежская литература XVIII века выдвинула первого скандинавского писателя нового времени, получившего европейскую известность. Просветитель-философ, историк, драматург и сатирик Людвиг Хольберг (1684-1754), уроженец Норвегии, ока[1]зал громадное влияние на всю скандинавскую литературу и общественную мысль, освежил духовную атмосферу Дании. Хольбергу принадлежит основная заслуга и в создании датского прозаического стиля (его «История государства Датского»), датского театра (свыше 30 комедий), сатиры («Педер Поре» - сатирический эпос) и философского романа («Подземное путешествие Нильса Клима»).

Улоф Далин (1708-1763) сыграл такую же роль для Швеции, как Хольберг для Дании. Однако круг его творчества уже и значение чисто национальное. В возрасте всего лишь 23 лет Далин стал анонимно издавать еженедельный журнал «Шведский Аргус» (1732-1734). Литературный журнал на живом разговорном языке с ярко выраженной морализирующей воспитательной тенденцией, в духе умеренного рационализма быстро завоевал широчайшую по тому времени популярность. В Дании аналогичную роль играл журнал «датский зритель» (1745-1754).

Став затем придворным поэтом, Далин создал множество аллегорических стихотворений злободневного политического содержания (в поддержку режима «шляп») и оставался властителем сердец вплоть до середины века. После Далина поток шведской поэзии более уже не _оскудевал. Беднее была датская поэзия середины XVIII века. В 30-40-е годы пришла пора морализирующих романов, впрочем, долгое время переводных или подражательных.

XVII век ознаменовался возведением дворцов и особняков - сначала королевских, затем частных дворянских, и, наконец, первых бюргерских. На смену Ренессансу с его немецко-голландскими образцами пришло после 1660 г. более пышное барокко франко-итальянского происхождения. Виднейшие скандинавские зодчие XVII - начала XVIII в.- еще иммигранты или их дети: отец и сын Де ля Балле и Тессины в Швеции. Особенно знаменит Никодем Тессин Младший (1654-1728). Основные королевские и иные дворцы в обеих столицах и их окрестностях были возведены либо в конце XVII в., либо после 1730 г. Таковы королевский дворец и Риддархюс - здание дворянского сословия - в Стокгольме; Кристиансборг (позже сгоревший *) и Амалиенборг в Копенгагене. В середине XVIII века барочная архитектура дополнилась более интимными интерьерами в манере рококо. Виднейшими национальными зодчими середины века были уже коренные скандинавы Лауридс Тура и Николай Эйгтвед в Дании, Карл Хорлеман в Швеции. В 1735 г. и в 1754 г. соответственно были основаны шведская и датская Академии художеств (шведская окончательно в 1773 г.)

Примечания

* Ныне существующий дворец Кристиансборг построен в первой четверти XX века.

Цитируется по изд.: Кан А.С. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). М., 1980, с. 85-90.

Понятие: