Левеллеры и диггеры (Холореншоу, 1947)

В апреле 1649 года в Кобхэме в Сэрри появилась небольшая группа людей, вооруженных лопатами, и начала вскапывать общинную землю возле Сент-Джордж-Хилл, чтобы посеять на ней зерновые и бобовые культуры и посадить овощи. Они опубликовали за подписью Уинстенли и Эверарда следующую «пространную декларацию», в которой говорилось:

« ...что все свободы народа были им утрачены после прихода Вильгельма Завоевателя, и с тех пор народ божий живет в рабстве и угнетении, худших, чем во времена египетского плена. Но бог освободит свой народ из рабства и восстановит его свободу в пользовании дарами и богатствами земли… …что они не намереваются вторгаться в чью-либо собственность или сносить изгороди, а хотят только распорядиться тем, что осталось еще общим и неподеленным, и обратить это на пользу человеку.

И наступит время, когда все люди соберутся вместе, добровольно отдадут свои земли и имущество и будут подчиняться общине. И для тех, кто придет и будет

[26]

работать, будет еда, питье и одежда, то есть все, что нужно человеку, а что касается денег и одежды в большем количестве, чем нужно для прикрытия наготы, то в них не будет нужды. Эти люди не будут защищать себя с помощью оружия, но будут подчиняться властям и ждать обещанного им благоприятного случая, к которому они должны быть всегда готовы».

Примерно через две недели кобхэмские диггеры 1  были арестованы двумя отрядами кавалерии, посланными Кромвелем, и их вожди были доставлены к нему. Известно, что в течение всего времени, проведенного ими в присутствии генерала, «они стояли в шляпах, и когда их спросили о причинах такого поведения, они отвечали, что он «является таким же божьим творением, как и все».

Расследование показало, что эти «истинные левеллеры» в действительности пытались организовать то, что мы теперь назвали бы «коллективным хозяйством». Они твердо верили, что, если успех их начинания станет ясным для всех, масса народа объединится и построит национальное кооперативное сельское хозяйство. Начали они с общинной земли, считая ее исконной собственностью народа. Вскоре стало известно, что некоторые группы левеллеров последовали их примеру в Веллингборо и

_____

1. Копатели – Прим. перев.

[27]

других местах, но в общем движение распространялось медленно. Все же, несмотря на постоянные преследования со стороны чиновников Кромвеля и местных лендлордов, кобхэмская колония стойко сопротивлялась тем и другим вплоть до начала 1651 г.

Уинстенли опубликовал в это время целый ряд сочинений, начиная с памфлета «В защиту тех, чьи стремления направлены единственно на то, чтобы сделать землю общественным достоянием, и которых называют диггерами» (1649 г.). Его теоретические воззрения выражены в двух небольших книгах: «Новогодний подарок парламенту и армии, разъясняющий, что такое королевская власть, и доказывающий, что дело тех, кого они называют диггерами, представляет собой право и подлинную сущность того, что провозгласил парламент и за что борется армия» (1650 т.), и двумя годами позже: «Изложение закона свободы или восстановление истинной магистратуры, почтительнейше поданное Оливеру Кромвелю, в котором объяснено, что представляет собой королевская власть и что означает республиканский образ правления» (1652 г.).

Вскоре после начала кобхэмских событий из-под пера Джерарда Уинстенли вышло «Письмо к лорду Ферфаксу и его совету индепендентов, с различными вопросами законникам и священникам, доказывающее на основании справедливости, что простой народ может копать, пахать, сажать и жить

[28]

на общинных землях, не покупая их и не платя никому ренты».

«Мы понимаем, — писал Уинстенли, — что наша попытка вскопать общинные земли послужила предметом разговора для всей страны и вызвала у одних одобрение, у других порицание; одни, наши друзья, преисполнившись любви, говорят, что наше дело направлено на благо нации, умиротворения которой мы ищем; другие, наши враги, с бешенством распространяют про нас клевету, будто бы мы стремились обогатить себя, а затем выступить против всех и отобрать у всех имущество, в то время как на самом деле это нам самим ненавистно.

Еще много других выдумок должны были мы пропускать мимо ушей, но мы твердо знаем, что наша цель состоит в усовершенствовании общин, уничтожении гнета и устранении как внешних оков, под которыми стонет божье творение, так и тех, что лежат внутри нас; мы должны очистить себя и стараться сохранить эту чистоту».

Уинстенли спрашивал: «Разве не является со стороны национального Ковенанта 1 величайшим правонарушением то, что он, предоставив свободу двум категориям людей — джентри и духовенству, отказывает в ней всем остальным? Я утверждаю, что это

______

1. В сентябре 1643 г. парламент принял пресвитерианские Лигу и Ковенант. От офицеров армии Нового образца потребовали подписания этого национального Ковенанта.

[29]

величайшее правонарушение, ибо законы человеческие превращают эти две категории людей во враждебных христианам надсмотрщиков, поставленных над простым народом. Одни принуждают народ давать им ренту за землю и работать на них по найму, другие, т. е. духовенство, принудительно собирают для своего содержания десятину, чего никогда не делали апостолы Христа и пророки. Поэтому несомненно, что вы лже-христиане и лжепророки, появившиеся в самое последнее время».

[30]

Цитируется по изд.: Холореншоу Г. Левеллеры и английская революция. М., 1947, с. 26-30.