Баня
БАНЯ — хозяйственная постройка для мытья. На Востоке баня известна с древности, у русских также существовала издавна (первое упоминание — XII век). В отличие от так называемых турецких бань с горячим сухим воздухом, паровая, или русская, баня характеризуется действием влажного пара. Крестьянская баня — деревянный сруб, иногда полуземлянка или даже землянка. Предпочитались срубы осиновые, лучшие — липовые либо из других лиственных пород, чтобы не было резкого запаха смолы. Сруб делился на предбанник, где на лавках раздевались и одевались, оставляли вещи, и собственно баню — мыльню; в маленьких банях с дощатым тамбуром раздевались в самой бане. Возле двери, у боковой стены, стояла печь-каменка из крупных гранитных голышей, без дымохода (позже — из кирпича, с трубой); в открытой топке укладывался толстый слой голышей, накалявшихся при топке. В более поздний период, если была возможность, по сторонам топки вмазывались большие чугунные колодцы для воды либо над ней ставился чугунный котел; при их отсутствии воду грели в бочках, опуская туда щипцами раскаленные голыши из топки. Вдоль другой стены, под оконцем, у торцевой стены или за печью был помост-полок, высокий, но чтобы можно было сидеть, и широкий, на двух человек; возле него стояла лавка, по которой взбирались наверх. Лавки и полок делались из осины или липы, чтобы на мягком дереве не занозить голое тело. Мылись из шаек, сливая воду на пол со щелями под полком. Ковшом «поддавали» в топку на горячие голыши воду, а по возможности — хлебный квас, еще лучше — с мятой и другими пахучими травами «для духа». На полке бывала такая температура, что любители пара надевали шапки и рукавицы, чтобы не обжечься; иногда люди «запаривались» до смерти от сердечного приступа. Зимой, распарившись, нередко выскакивали на улицу, бросаясь в сугробы, летом окунались в холодную воду рек и прудов, возле которых, во избежание пожаров, на задах деревни обычно ставились бани. Топились бани в конце рабочей недели, в субботу вечером. Сначала мылись мужчины, так как лучшим считался «первый» пар, затем женщины. После бани остатки пота изгоняли обильным чаепитием с медом, так что в целом посещение бани превращалось в ритуал. Баня считалась целебным средством при усталости, простудах, других болезнях, в ней вправляли вывихи, женщины нередко рожали в бане. В бане также производились некоторые работы, например, распаривание дерева для гнутья дуг, санных полозьев, колесных ободьев. В то же время остерегались посещать баню без дела, в одиночку и ни в коем случае не оставались в бане на ночь, так как там обитал «баенник», «банник» — злобная нечисть, душившая людей. За неимением бань, крестьяне мылись в русских печах. В городах были общественные торговые бани. Законодательство требовало еженедельного посещения бани солдатами и арестантами. Существует русская поговорка: «Пристал, как банный лист»; веники, чтобы париться в бане, заготавливали летом из тонких березовых ветвей с листьями и затем их сушили. Намокший лист плотно прилипал к мокрому распаренному телу.— «Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки, кипятили квас с мятой для распаривания веников и поддавания на каменку». П. И. Мельников-Печерский. В лесах.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 35-36.