Познание вещественного мира

Понятие, которое Декарт составил о душе, привело его к определенному понятию о веществе. Как относительно души, так и относительно вещества, можно сказать, что он первый дошел до ясного и отчетливого его понимания. Он отнял у вещества всякую тень чего-либо субъективного, и потому сделал его мертвым в полном смысла слова (интересно заметить, что, говоря о мертвенности вещества, мы, очевидно, употребляем отрицательное выражение; мы утверждаем, что к сущности вещества принадлежит отсутствие жизни, так что сперва нужно знать, что такое жизнь, и потом только можно будет понять эту черту вещества). Отсюда получился механический взгляд на все вещественные явления, на весь внешний мир, то есть, тот самый взгляд, который до сих пор господствует у натуралистов, которому нужно приписать и их величайшие успехи в исследовании природы, и их величайшие заблуждения, например, очень обыкновенный у них материализм.

Декарт, открыв, так сказать, что такое вещество, принялся строить науки о вещественном мире. С удивительным остроумием, и вместе чрезвычайным трудолюбием и усердием, он создал свою механику, физику, физическую астрономию, физиологию и даже эмбриологию. (Мы для ясности употребляем здесь современные названия тех областей знания, которые разрабатывал Декарт). Возводя такое огромное здание, Декарт сделал много ошибок; но дух и приемы созданных им наук были те самые, в которых эти науки развиваются до сих пор. Самые ошибки Декарта были уже новые ошибки, подобные тем, которые и до сих пор делаются и, конечно, будут и вперед делаться натуралистами. Одним словом, у Декарта, и после него, уже идет новая история физических наук, которая продолжается до сих пор, которая если не с него начинается, то несомненно с него вступает в полную силу.

Этому движению, как мы уже сказали, мы обязаны величайшими открытиями, истинными чудесами познания, с которыми едва ли могут равняться какие-нибудь другие подвиги человеческой мысли. Стремление к ясным и отчетливым познаниям нашло себе богатую, роскошную пищу.

Когда силою философского отвлечения мы отняли у природы всякую жизнь, когда мы приучились не обращать внимания на красоту и выразительность ее явлений, а стали смотреть на нее как на мертвый механизм, мы открыли те законы, которым подчинен этот механизм, и продолжаем без конца открывать подробности его устройства.

Итак, поворот человеческой мысли, который нашел свое сознательное выражение в философии Декарта, был великим и плодотворным поворотом. Тут перед нами яснее, чем в других случаях, открывается тайна движения человеческого ума и природа того, что мы называем познанием.

Цитируется по изд.: Страхов Н.Н. Об основных понятиях психологии. Спб., 1886. Глава первая.

Понятие: