Малое предприятие

Малое предприятие - новая форма рыночной структуры в современной экономике, отличающееся не только небольшим объемом производства и численности персонала, но и особыми производственными характеристиками. В США по внешним характеристикам к малым предприятиям относятся предприятия с численностью персонала до 500 человек (в торговле - до 100 человек), основанные на независимой собственности, обладающие рыночной самостоятельностью и не занимающие доминирующие позиции в какой-либо отрасли. В качестве субъектов воспроизводственного процесса малые предприятия отличаются способностью специализироваться на выпуске продукции, нерентабельной для крупных предприятий, высокой маневренностью на рынке, гибким подбором ассортимента, малым сроком ввода новых технологических компонентов в производство, упрощенной структурой внутреннего управления, относительной самостоятельностью персонала, предпосылками складывания особой патерналистской психологической атмосферы на предприятии, повышенной инициативностью и ответственностью персонала, низкой конфликтностью трудовых отношений, тесной связью с конкретными сегментами рынка. Малые предприятия составляют важнейший компонент инновационного предпринимательства.

Цитируется по изд.: М.В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. 3. Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества. М., 2000, с. 257-258.