Иллиризм в хорватских землях
На 20-30-е годы XIX века, когда в Австрийской империи господствовал «меттерниховский режим», То еесть политика жесткой централизации и наступления на все свободомыслящие силы, пришелся расцвет хорватской национальной культуры и идеологии,
активизировались процессы формирования национального самосознания. Причина кажущегося парадокса крылась в том, что правительство было озабочено ростом венгерского национального движения, угрожавшего целостности империи, и поэтому поддерживало антивенгерскую направленность хорватской национальной пропаганды.
Хорватское национальное Возрождение, ориентировавшееся на решение языковой, культурных, просветительских и политических задач, возглавили представители хорватского дворянства и интеллигенции, объединившиеся в начале 30-х гг. XIX в. в движении иллиризма. С национально-политической программой ил[1]лиризма выступил в своем сочинении «Диссертация», напечатанном в 1832 г. на хорватском языке, граф Янко Драшкович (1770-1856). Излагая теорию общности южных славян, он выдвинул проект создания Великой Иллирии, Т.е. объединения, способного противостоять венгерской культурно-экономической экспансии. По мысли Драшковича, Великая Иллирия должна была включать в себя хорватские и словенские земли, а впоследствии, возможно, и Боснию. В основе «Диссертации» лежала прежде всего хорватская национально-объединительная идея.
Основоположником литературы иллиризма стал Людевит Гай (1809- 1872), осуществивший задачу создания общехорватского литературного языка. В 1830 г. он написал и опубликовал грамматику литературного хорватского языка «Краткая основа хорвато-славянского правописания», начал издавать газету и журнал на хорватском языке, широко пропагандировал идеи литературного и культурного единения южных славян.
Сама же идеология иллиризма включала в себя следующие составные компоненты: 1) идею воссоздания хорватского национального государства; 2) идею возможного объединения южнославянских народов в одно культурное и политическое целое; 3) идею необходимости развития хорватской культуры и языка, широкого внедрения его во все сферы жизни, противостояния мадьяризации. Это течение общественной мысли возникло и раз[1]вилось на базе общей для славянских народов Австрийской империи идеи славянской взаимности.
В историографии не утихают споры по поводу сущности ил[1]лиризма: что это - хорватский национализм или предтеча югославизма? Безусловно, доминирующей виллиризме была хорватская национальная идея, но включение словенцев и сербов в орбиту Великой Иллирии придавало этой идеологии югославистскую окраску. Ибо речь шла не о прямом подчинении Загребу, а, скорее, о союзе южных славян. Илиризм стал источником как для югославистских течений, так и для чисто хорватских национальных политических программ.
Иллиризм был настолько универсальным течением «(славянизации» в хорватских землях, что охватил все сферы жизни. Были созданы иллирийские клубы и читальни, иллирийская музыка и архитектура, символика, даже специальные костюмы, в которых должны были ходить истинные патриоты-славяне. Вся эта атрибутика служила широкой пропаганде хорватской национальной идеи и одновременно помогала сдерживать наступление венгерского языка и культуры. В 1823 г. венгерские власти ввели обязательное обучение венгерскому языку во всех школах территории «Короны св. Стефана». Знание венгерского языка открывало дорогу к карьере. Если учесть, что языком в армии был немецкий, становится ясным сколь незначительным оставался ареал публичного приме[1]нения и использования хорватского языка. Поэтому движение за равноправие национального языка и культуры было формой по[1]литической борьбы за равенство хорватов с венграми.
С начала 40-х гг. XIX в. иллирийское движение приобретает ярко выраженный политический характер. Сторонники иллиризма в 1841 г. объявили себя партией (с 1843 г. она называлась Народ[1]ной). Это было сделано в ответ на объединение части провенгерски настроенного хорватского дворянства в Хорвато-венгерскую партию (унионистов). Члены этой партии, прозванные мадьяронами, выступали за более тесный союз и интеграцию с Венгрией.
Борьба венгерского и хорватского национальных движений была очень жесткой, и в 1843 г. венгерским политическим кругам удалось добиться от Вены решения о запрещении организации иллиров и вообще употребления этого названия. Тем не менее пропаганда иллиров оказала свое воздействие, и в 1847 г. хорватский сабор провозгласил введение хорватского языка в качестве официального на территории Гражданской Хорватии и Славонии.
Иллирийское движение стало политической школой для большинства деятелей хорватского национального движения XIX в. Их последующее размежевание связано с накоплением и осмыслением опыта борьбы за торжество хорватской национальной идеи, а также с событиями революции 1848-1849 годов, внесшей коррективы в национально-политические программы народов Австрийской империи.
Цитируется по изд.: История южных и западных славян (учебник). Под ред. Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С. М., 2001.