Американская мечта

«Американская мечта». Предваряя рассмотрение указанных выше элементов, входящих в структуру «идейных основ внешнеполитического менталитета американцев», важно подчеркнуть, что в числе важнейших факторов, определяющих внешнеполитический менталитет американцев, находится так называемая «американская мечта» (American Dream). Глубокое определение реальной, хотя и неосязаемой субстанции, называемой «американской мечтой», было дано классиком американской литературы Уильямом Фолкнером (1897-1962 гг.) в статье, опубликованной в 1955 г. 82.

Наиболее часто термин «американская мечта» употребляется для обозначения высокого жизненного стандарта американца (речь в первую очередь идёт о собственном доме, а также высокооплачиваемой работе), славы, перехода в более высокий социальный класс, но может также указывать на интеллектуально полноценную жизнь. Понятие «американская мечта» тесно связано с понятием «self-made man», т.е. человека, который самостоятельно, упорным трудом добился успеха в жизни, связывая его с эмигрантами, прибывшими в Америку в поисках лучшей жизни. Каждый американец вкладывает в понятие «американская мечта» свои собственные представления о прекрасном будущем. Обычно этот тезис считают одним из основ протестантской трудовой этики. Квинтэссенцией «американской мечты» принято считать представление о том, что каждый человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием, способен честным путём преуспеть в жизни, став добропорядочным и состоятельным человеком 83.

В широком смысле «американская мечта» рассматривается сквозь призму американских ценностей, в том числе существующих в обыденной жизни. В данном случае можно говорить об «американской мечте» как о «совокупном представлении об идеальном будущем Америки», а также расценивая ее в качестве «представления о демократическом пути развития Америки» 84.

[123]

Кроме того, «американскую мечту» можно определить как идеалы свободы, а также открытых возможностей для всех, основанные на вере в безграничные возможности США и их исключительное место в мире.

В соответствии с официальной американской историографией этими идеалами руководствовались «отцы-основатели» – группа политических деятелей, возглавивших борьбу против Англии и сыгравших решающую роль в образовании США, а также стоявших у истоков многих государственных институтов страны, её традиций (Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон, А. Гамильтон и Т. Джефферсон). Вследствие этого «американская мечта» нашла отражение во многих основополагающих документах страны, например в «Декларации независимости».

Как неоднократно подчёркивалось, «американская мечта» – трудно определимое понятие, а некоторые американские исследователи и вовсе считают невозможным сформулировать его точный смысл, утверждая, что «американская мечта» есть не логическое понятие, а некая иррациональная коллективная по своей сущности надежда. Так, например, Ф. Карпентер заявил, что «"американская мечта" никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена». По его мнению, «она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди имеют в виду различный смысл, говоря о ней» 85.

Между тем отдельные американские исследователи связывают «американскую мечту» с традиционной для американцев этикой преуспевания, их устойчивым стремлением к успеху, подчёркивая, что «американская мечта» есть не что иное, как «обещание, что все, кто живёт в Соединённых Штатах, имеют реальный шанс, путем собственных усилий достичь определённого успеха» Другие исследователи видят в «американской мечте» своеобразный тип утопизма, а также веру в лучшее будущее Америки. Для третьих исследователей «американская мечта» фактически равнозначна так называемому «американскому образу жизни», как, впрочем, и национальному характеру американцев 86.

Важно подчеркнуть, что «американская мечта» стала порождением представления об Америке как «земле обетованной», где можно будет достичь всего, чего пожелаешь. В XVII в., когда в Новый Свет потянулся вначале небольшой, а затем всё более возрастающий поток иммигрантов, последних влекла туда мысль о том, что на новом месте их будет ждать новая, гораздо лучшая жизнь, чем в Англии. Тогда же, кстати, сформировались и первые представления об Америке как «стране изобилия», «стране благоприятных возможностей», «стране судьбы» (America as the land of plenty, America as the land of opportunity, America as the land of destiny) 87.

В коллективном труде «Общественное сознание и внешняя политика США» (1987 г.) подчёркивается, что «американская мечта» – это «метафора, понятие с размытыми границами и неопределенным объемом». «Поэтому составить адекватное представление о ней самой и её роли во внешней политике США – значит идентифицировать (хотя бы по основным параметрам) комплекс тех оптимистических представлений об Америке и американцах, которые обычно относят к "американской мечте", и проследить их связь с внешней политикой» 88. В этот комплекс входит несколько структурных элементов, ядро которых составляют вполне конкретные идеальные конструкции в форме мифов –широко распространенном варианте представлений об окружающем мире 89.

Миф, как известно, был первой исторически сложившейся формой идеального освоения человеком предметного мира, характерными чертами которой были нерасчленённость субъекта и объекта, эмоциональная окрашенность, иррациональность 90. Но, что примечательно, мифологическая составляющая массового сознания была характерна не только для эпохи Древности, она сохраняется также на

[124]

современном этапе, поскольку миф представляет собой наилучшее средство понимания существующей действительности, устраняя её сложности.

Дж. Робертсон в книге «Американский миф. Американская действительность» рассматривает целый ряд концептуальных установок, в которые до сих пор верят американцы и причины, по которым они в них верят. По мнению Дж. Робертсона, социальное по своему характеру явление нередко находит своё истолкование в мифологических конструкциях. Очень часто проблема, «решенная в мифе, представляет собой парадокс, т.е. нечто, выходящее за пределы рациональной логики. Однако для тех, кто привык к мифу и верит в него, рассказывание какой-либо истории, воссоздание живого, знакомого образа (что является частью мифа) несёт в себе как обязательное осознание того, что это противоречие разрешено, и элементы парадокса примиряются между собой 91.

Одним из таких мифов является миф об Америке как райской земле. Примечательно, что он сложился ещё задолго до открытия Нового Света: еще у древних греков и римлян существовали представления, что где-то далеко на западе, за Геркулесовыми столбами лежит не открытая ещё «земля обетованная», причем подобные представления бытовали и в средневековой Европе. Вопрос, таким образом, состоял лишь в том, с какими конкретными землями будет волей истории отождествлен этот образ. Такой землей оказался Новый Свет, редуцированный в дальнейшем до одной страны – Соединённых Штатов Америки 92.

Действительно, в массовом сознании европейцев издавна бытовало представление о том, что где-то на краю земли существует скрытая от мира страна-Утопия,«зарезервированная» Всевышним для последующего осчастливливания настрадавшегося человечества. Открытая в конце XV в., Америка и была воспринята многими как такая Утопия. Как подчёркивает Э.Я. Баталов, сначала на весь Новый свет, а позднее на Соединённые Штаты Америки были спроецированы качества, которые предписывались утопии и утопийцам (изобилие всего, что необходимо для счастливой жизни, свобода, равенство, благоденствие и т.д. и т.п.) и которые естественным образом возвышали США и их граждан над всеми другими странами 93.

По мнению Э.Я. Баталова, «американская мечта» проникнута духом национального морального превосходства, избранности и проистекающего отсюда мессианства. «Янки убеждены, – подчёркивает он, – что Соединённые Штаты – "Град на холме", путеводная звезда, по которой должны сверять свой исторический маршрут другие народы, а Америка имеет моральное право при необходимости корректировать его. Ибо для того она и послана Провидением, чтобы, как заявлял В. Вильсон, "указать человечеству в каждом уголке мира путь к справедливости, независимости, свободе … Америка должна быть готова использовать все свои силы, моральные и физические, для утверждения этих прав (прав человека) во всем мире"» 94.

Отсюда – «американская мечта» в ее внешнеполитическом аспекте выступает в виде абсолютно непоколебимого убеждения в необходимости осуществления США по воле Всевышнего некой, глобальной по своему характеру миссии по повсеместному насаждению «американского образа жизни».

[125]

Примечания

82 Подробнее: Мальков В.Л. Американская мечта как символ веры и внешнеполитическая стратагема. Протоистория «империи по приглашению» // Американский ежегодник. 1999. М.: Наука, 2001. С. 122-154.

83 American Dream // Americana (En-Ru) (к версии Lingvo 12). Англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа-II» / Под ред. доктора филологических наук, профессора Г.В. Чернова. 2005.

84 См.: Общественное сознание и внешняя политика США / Колл. авт.: Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. М.: Наука, 1987. С. 39.

85 Цит. по: Шестаков В.П. «Американская мечта» и моральный кризис // США: экономика, политика, идеология. 1979. №2. С. 25-36.

86 См.: Parrington V. American Dreams. A Study of American Utopias. New York: Russell & Russell, 1964; Chenoweth L. The American Dream of Succes: The Search for the Self in the Twentieth Century. North Scituate: Duxbury Press, 1974; Hochschild J. Facing Up to the American Dream: Race, Class, and the Soul of the Nation. Princeton: Princeton University Press, 1995.

87 См.: Scouten, George Samuel. Planting the American Dream: English Colonialism and the Origins of American Myth. PhD dissertation 2002, University of South Carolina.

88 См.: Общественное сознание и внешняя политика США / Колл. авт.: Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. М.: Наука, 1987. С. 39.

89 См.: Шестаков В.П. «Американская мечта» и моральный кризис // США: экономика, политика, идеология. 1979. №2. С. 25-36.

90 См.: Стеблин-Каменский М.И. Миф. М.: Мысль, 1976.

91 См.: Robertson J. American Myth. American Reality. New York: Hilla and Wang, 1980. Р. 26.

92 См.: Общественное сознание и внешняя политика США / Колл. авт.: Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. М.: Наука, 1987. С. 31.

93 См.: Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций).  М.: РОССПЭН, 2005. С. 12.

94 См.: Баталов Э.Я. Русская идея и Американская мечта. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 33.

Цитируется по изд.: Кузнецов Д.В. «Тень» Вьетнама над Америкой. Американское общественное мнение и использование военной силы США после войны во Вьетнаме (1973-2009). СПб, 2015, с. 123-125.