Иисус в Коране
Как представлена центральная личность христианства у мусульман
Иса и Марьям. Миниатюра.
В Коране упоминается не только пророк Мохаммед, но и его предшественники – иудейские пророки и сам Иисус. Последний упоминается даже чаще, чем Мохаммед, и представляется, как человек волевой, решительный и мудрый. В Коране он представлен, как Иса ибн Марьям. Для начала следует отметить, что в Коране иудеи и христиане считаются единоверцами, о чём говорится в сурах: «И пусть тебя, Не озадачивают те, Кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело — в веденье Аллаха, и Он потом им возвестит Все зло того, что делали они» (6:159).
Всего в Коране Иисус упоминается 25 раз. История его жизни несколько отличается от новозаветной Библии. В Библии Иисус – сын божий, в Коране же он – его пророк, основывающий новую веру на основе заветов пророка Мусы (Моисея). (19:30) «Он сказал: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком». Задачей его было – донесение слова божьего в народ. В Библии же ему ставилось миссией – спасение всего человечества.
Следует также отметить, что в Коране прописано, что все законы – временны. Пришествие Исы и основание Нового Завета отменило старые законы – ветхозаветные.
Упоминается также и Евангелие (Инджил). Но если в Библии книга была написана апостолами Иисуса, в Коране говорится о том, что священное писание было даровано пророку с небес самим Аллахом.
В целом, история Иисуса в Коране и Библии похожа: он обладал даром исцеления, мог воскрешать мёртвых, вдыхать жизнь в глиняных птиц, обнаруживать сокрытое. Иисус также неразрывно связан с Мохаммедом, поскольку, согласно преданиям Корана, предсказал его появление:
И (упомяни о том) как сказал (пророк) Ииса, сын Марьям: «О потомки Исраила [Йакуба]! Поистине, я – посланник Аллаха (направленный) к вам, подтверждающий истинность того, что (ниспослано) до меня из Торы, и благовествующий о посланнике, который придёт после меня, имя которому (будет) Ахмад [Ииса возвещает радостную весть о приходе пророка Мухаммада]». Когда же пришёл он [пророк Мухаммад] с ясными знамениями, сказали они:
«Это [то, с чем ты пришёл] – явное колдовство!»(61:6) До его пришествия учение Исы должно было оставаться единственно верным.
Если в Библии говорится о том, что Иисус был схвачен и распят, то в Коране Иса избежал пленения и казни. В сурах говорится, что вместо пророка Исы был распят другой человек, которого приняли за Ису. Коран отрицает смерть Иисуса, и говорит, что враги «не убили его и не распяли, но это только представилось им»(4:157).
В трудах арабского историка и толкователя Корана XIV века, Аллах дал личину Исы одному из его юных сподвижников:
«В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: „Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?“ Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался. Тогда Иса сказал: „Ты будешь им!“. И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие, и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознёсся на небеса, как сказал об этом Всевышний: „О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…“.
Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, надели ему на голову венок из колючек и распяли». (Аль Имран: 55).
Историком XIII века Ибн аль-Асиром также говорится, что привёл солдат к дому Исы Иуда, но Аллах в наказание придал облик Исы самому предателю, и смерть на кресте явилась расплатой за его подлость.
В Библии вознесение Иисуса на небеса произошло через сорок дней после его воскрешения и явления ученикам. В Коране же Иисус был вознесён на небеса самим Аллахом:
"О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могуществен и Мудр"(4:58)
Стоит отметить, что в исламе Иисус также неразрывно связан со Вторым Пришествием и судным днём. В Коране же он упоминается чаще других пророков – 25 раз. Для сравнения: Мохаммед упоминается лишь 13.
Цитируется по изд.: «Караван» №94, 2021, с. 12-17.