Индуизм в Древнем Вьетнаме

СВЯЗЬ ИНДУИЗМА С ЦАРСКОЙ ВЛАСТЬЮ: ХРАМЫ МИШОНА И НЯЧАНГА. Письменные источники Тямпы дают читателю только «официальную» версию религии. Культ Шивы, предназначенный для охранения царской власти, был организован в двух главных храмовых центрах: Мишоне и Нячанге. Так установились отношения между царской властью и божествами, способствующими учреждению этой власти. Эта связь крепла при дворе по мере установления самой этой власти. Это видно на примере двух главных храмов Древней Тямпы: Бхадрешвара в Мишоне и По Нагар в Нячанге.

Первоначально в обоих храмах селился бог Шива, почитаемый под видом лингама. В Мишоне он звался Бхадрешвара, а его имя в храме По Нагар, где ему поклонялись как «лингаму с ликом», неизвестно. Но в том и в другом случае цари, чтобы обозначить символику божественного покровительства, присоединяли к этому имени свое. Так, первый известный царь звался Бхадраварман, и он решил поклоняться «Господу» (ишвара) под именем «Благосклонного Господа» (бхадра ишвара — Бха-дрешвара). В VI веке царь Шамбхуварман поклонялся и велел поклоняться Шамбхубхадрешваре, т.е. «благосклонному и благодетельному Господу» (шамбху бхадра ишвара). Имя бога Бхадрешвары служит для образования имени другой ипостаси, Шамбхубха- дрешвары, путем прибавления слова «шамбху», взятого из священного имени правящего царя Шамб- хувармана. Таким образом, Шамбхубхадрешвара становится личным богом царя, но в то же время связан и со всей династией, соединяя двух ее основателей: Бхадравармана и Шамбхувармана. Строя в Мишоне храм для бога, лично охраняющего царя, государь связывает царский культ с богом Бхадрешварой. С тех пор в Тямпе укрепилось представление о богах — хранителях царя. Начиная с VI в. святилище в Мишоне воспринималось как священное царское место, какое бы географическое пространство ни обозначалось словом «Тямпа». Благоденствие страны зависит от божества, и это представление со временем лишь укреплялось.

Более того, в середине VII века в Мишоне наряду с лингамом Бхадрешвары (Шамбхубхадрешвары) появляются и другие боги, также почитаемые под видом лингамов, что свидетельствует о культе царских предков.

С середины VIII до середины IX века надписи в области Мишон не встречаются — отныне они попадаются только в южных провинциях: Каутхаре и Пандуранге. Большинство царских надписей происходит из храмового комплекса провинции Каутхара, а именно из Нячанга. Мы видим, как на первый план выходит богиня По Нагар в ее храме в Нячанге. По Нагар — земная богиня Тямской страны, а святилище в Нячанге рассказывает об ее истории; в санскритских текстах она отождествляется с Бхагавати, супругой Шивы.

«Лингам с ликом» (мукхалинга) был установлен мифическим предком Викитрасагарой в VII веке Сказано, что этот лингам хранит землю Каутхара; на нем изображены Шива и Бхагавати, слившиеся в образе гермафродита. В 774 году храм был разрушен вражеским набегом, а в 784 году вновь отстроен царем Сатьяварманом, поставившим «лингам с ликом Шивы и Бхагавати», который он назвал Сатьямук- халинга; описание лингама явно противопоставляет «тело его, сверкающее великолепным золотым одеянием» (речь идет о коше в форме лингама, символизирующей бога) и лицо с красными щеками, губами, подобными лотосу, золотыми волосами и драгоценными камнями (лик — «мукха» — богини, венчающий лингам). Тогда же, в конце VIII в., богиня Бхагавати именуется «богиней Каутхары». Таким образом, царь Сатьяварман учредил личный культ бога Мукхалинги, установив его под именем Сатья-мукхалинга. Симптоматично, что в великом храме Нячанга культ богини — покровительницы царей очень быстро был затушеван культом богини — покровительницы земли и государства Тямпа. Это было время, когда места отправления культа приобретали «специализацию», когда политическое сознание тямских царей расширилось за пределы областного масштаба.

В позднейших текстах почти ничего не говорится о лингаме, установленном Викитрасагарой: на первый план выдвигается «богиня страны» (Янг пу Нагара или По Нагар). Ей построили новый храм — самый большой в святилище. Образ женщины в нем доминирует. Создается полное впечатление, что здесь всячески старались уничтожить дуализм, неприятный для царей, которые утверждали свою власть над страной тямов на поклонении Бхадреш-варе — божеству Мишона. Так богиня По Нагар / Бхагавати, отделившись от Шивы, которому должна была быть женой, смогла существовать наряду с культом Бхадрешвары.

В то же самое время центр царской власти перемещался вместе с царем, а с ним переезжал и Бхадрешвара. Царь Индраварман учредил в столице Вирапуре, местонахождение которой до сих пор точно не известно, культ бога по имени Индрабхадрешваpa. Все эти боги были хранителями царей Тямпы; их культ продолжался, невзирая ни на какие политические перипетии. Например, даже когда в конце IX века у власти укрепилась новая династия, буддист Джайя Индраварман, захвативший верховную власть, все же поклонялся и Бхадрешваре в мишонском храме.

Письменные тексты показывают эволюцию новых представлений, которые, опираясь на мифологию, предназначались, видимо, для указания на легитимность новой царской династии, а вместе с тем и на превосходство Бхадрешвары над богиней из Каутхары. В VIII веке эту богиню наделили баснословной древностью (ее якобы давным-давно начал почитать один легендарный царь). О Бхадрешваре никогда этого не говорили, и он не мог претендовать на такую древность: его культ установил царь Бхадраварман, а потом возобновил Шамбхуварман. Поэтому в новой истории Бхадрешвары появился легендарный предок — царь Уроджа, посланный самим Шивой. Тем самым Шамбхубхадрешвара хотя и оставался человеческим изобретением, но стал связан с миром богов, и цари, претендовавшие на происхождение от Уроджи, имели те же права на власть, что и сам Уроджа — отпрыск Шивы. Историческая реальность мишонского лингама скрылась за новым представлением о том, что этот лингам дарован Шивой, и таким образом бог-покровитель Тямпы предстал личным богом-покровителем царя царей. С этих пор о богине Нячанга говорится без каких-либо упоминаний о мужской паре к ней, что достаточно ясно указывает на желание ввести богиню По Нагар в связную религиозную систему, в центре которой находится Шамбхубхадрешвара, богиня же признается необходимой, но второстепенной гарантией благоденствия тямской земли.

Большую роль играли родственные союзы. В середине X века, когда к власти через брак пришел Бхадраварман, он ввел культ Пракашабхадрешвары, что указывает на развитие культа обожествленных предков: Пракашадхарма царствовал в VII веке, а три века спустя его потомки взывали к его покровительству. Этим объясняется и то, почему был установлен новый совместный культ бога, хранящего царей Тямпы (Бхадрешвары), и царского предка, которому поклонялись через посредство бога Ишанешвары. Эти боги слились в одном и стали новым обликом бога-покровителя царства и царских династий Тямпы, которому особо служили в Мишоне под именем Ишанабхадрешвары.

Начиная с конца X века Тямскому государству приходилось непрестанно сражаться с могущественным Дайвьетом. Несмотря на многочисленные сражения и неуклонное, хотя и не быстрое, отступление тямов, оба главных святилища продолжали получать богатые жертвоприношения. Отныне Ишанабхадрешвара играл роль истинного бога царей Тямпы: это он, как считалось, пребывал в самой сущности государства, независимо от происхождения и личной веры царей, богиня же была хранительницей земли Тямпы. В ходе борьбы с иноземными нашествиями оба божества — мужское и женское — постепенно стали равны. По Нагар рассматривалась как очень могущественное земное божество. Ее почитали даже вьеты: они видели в ней «богиню земли», насылавшую дождь, когда ей было угодно, и в 1069 году, наряду с еще несколькими тямскими божествами, возвели ее в ранг духа — хранителя Вьетского царства. Тямы в это время, как и всегда, имели жутковатую репутацию черных магов. То, что эта полубогиня-полудух была принята в пантеон, показывает, какая серьезная была у нее репутация. По Нагар была олицетворением земли-кормилицы.

Когда в конце XII — начале XIII века Тямпу почти полностью завоевали кхмеры, стране понадобилось возобновить «все лингамы Юга — лингамы Янг пу Нагара — и все лингамы Севера — лингамы Ишанабхадрешвары». Тогда царь в 1233 году пожертвовал храму статую богини По Нагар, а в 1234 году внес «серебряную кошу с золотым ликом» в Мишон. Они вместе стали богами — покровителями страны.

Эпиграфических свидетельств позднее XIV века мало, но по-прежнему ясно, что существовали оба культа.

В течение многих веков Тямпа и ее цари поклонялись двум шиваитским божествам, личности которых, по-видимому, смешаны с чертами, заимствованными из местного субстрата. В культе богини страны (Янг пу Нагара) олицетворялись тямские верования о земле; с помощью культа Шивы под именем Бхадрешвары и его вариантов цари Тямпы оказывались под покровительством небесного мира. Бхадрешвара был богом царства, Бхагавати, или Янг пу Нагара — богиней тямской земли. Оба посвященных им главных святилища были очень богаты, символизируя тем самым процветание страны Тямпа. Позднее они ослабли и даже вовсе исчезли, поскольку покровительство стране и ее царям стало неубедительно.

Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 222-227.

Понятие: