Шиизм (Шагавиев, 2020)

Шииты (от арабского «ши'а» — «приверженцы, партия, фракция») — второе по числу приверженцев направление ислама, хотя по сравнению с суннитами они составляют явное меньшинство.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом избранным лицам из числа потомков Пророка, к которым они относят 'Али ибн Аби Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатымы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трех халифов Абу Бакра, 'Умара и 'Усмана, потому что Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, 'Умар был назначен Абу Бакром. 'Усман же был избран из семи претендентов, назначенных 'Умаром с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме 'Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя - Имама - мусульманской общины подобно избранию пророков и является прерогативой Бога.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исма'илитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы.

Численность шиитов в России незначительна. К этому на-правлению ислама принадлежат проживающие в Дагестанской республике таты, лезгины селения Мискинджа, а также азер-байджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того, шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 65 процентов населения).

Преобладают в шиизме шииты-двунадесятники или имамиты. В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зайдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на схожие моменты в вероучении, фактически, это - разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исма'или- ты, алавиты, нусайриты и др.). Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов и алавитов и исма'илитов.

Шиизм, одна из двух основных ветвей ислама, признается довольно формальной клерикальной иерархией, в противовес суннитскому исламу, который делает акцент на авторитет определенных текстовых традиций и мыслительных школ. Многие различные шиитские группы можно найти в Европе, включая сообщество Хоей (Организация Саййид Абу аль-Касим аль-Хоей или Фонд al-Khoei) из Южной Азии (пришло через Африку), йеменских исма'илитов и индийских бохра. Но большинство шиитов принадлежит доминирующей ветви «двунадесятники» (исна'ашариййа), которая находится в Иране, Ливане, арабских странах Персидского Залива и Пакистане.

Уникальным в шиизме является позиция «марджа' ат-таклид» («источник для подражания») - фигуры, рассматриваемой шиитами как живой пример воплощения принципов ислама. Одним из наиболее известных и широко почитаемых марджа недавнего времени считается Саййид Абу аль-Касим аль-Хоей, Верховный аятолла иракского священного города Неджеф, который умер в 1992 г. Он основал Фонд al-Khoei, который служит интересам растущей диаспоры шиитов, живущей за пределами Ближнего Востока.

Базирующийся в Лондоне и имеющий офис в Нью-Йорке, фонд охватывает широкий спектр деятельности, включая ор-ганизацию работы школ и шиитских мечетей в Европе, особенно в Великобритании, перевод исламских текстов на английский, обеспечение руководства в вопросах исламских практик на Западе, обеспечение услугами священнослужителей заключенных-шиитов, помощь соратникам по общине в вопросах брака, развода и похорон. В политическом отношении данный фонд противопоставлен теократическому правлению Ирана и действует в некотором смысле как противовес попыткам режима Тегерана воздействовать на шиитов в Европе. После смерти аль-Хоей фонд в целом находился под руководством другого влиятельного марджа' - живущего в Иране Верховного аятоллы 'Али Систани.

После террористических атак 11 сентября 2001 г. в США и взрывов в Лондоне фонд также работал в сфере пропаганды и диалога с целью улучшить имидж ислама на Западе. Фонд также являлся советником некоторых структур британского правительства, включая Министерство Иностранных Дел и Департамент Общин и Местного самоуправления по вопросам шиизма. Руководство Фонда также тесно работало с Национальным Консультативным Советом по мечетям и имамам - недавно созданным британским правительством и направленный на продвижение хорошей административной практики в мечетях страны, а также предотвращение использования их как центров исламского экстремизма.

Шииты активно проповедует свою версию ислама в современном мире и являются инициаторами проекта по сближению исламских мазхабов.

Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание.  – Казань, 2020, с. 84-87.

Понятие: