Брахманизм
БРАХМАНИЗМ ступень в развитии религиозного мышления древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Названа по имени жреческой варны — брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам (см. Брахманы 1). Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с VIII по II век до н. э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии ариев с местными культами. К этому времени язык древних ведийских текстов стал малопонятным, а в филологическом отношении мертвым. Выделился особый класс людей — брахманов, специалистов в толковании текстов и ритуалов, в объяснении цели и смысла обрядовых действий. Одновременно усложнялся ритуал и техника его исполнения, усложнялся и видоизменялся пантеон, мифология и т. п. Но все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочивание космогонии и теологии. В пантеоне на первый план вышел Праджапати—бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее мифологическое развитие в концепции индуистской триады тримурти. Праджапати осмысливается и как жертва, из которой создается мир. Вследствие этого жертвенное действие понимается как нечто большее, чем одна из форм ритуальных процедур: она приобретает космогоническое измерение. Космогония в Брахманизме получила циклический характер с введением в нее идеи мировой катастрофы — пралаи. С функцией брахманов-жрецов было связано развитие символической стороны ритуала, а также выделение действующего начала всех ритуальных процедур и одновременно субстрата всех вещей в мире. Именно в этом направлении смещаются акценты: «речью и умом движется (буквально «вращается») жертва». Отсюда следует, что эффективность ритуальных процедур (песнопений, рецитации гимнов, произнесения священных формул и т. п.) повышается при концентрации внимания на определенной мифологеме, на мифическом образе — символическом прототипе совершаемого ритуального действия. Таким образом в ритуале выделилось три основных компонента: физическое действие, речевое сопровождение и ментальное усилие. Соотнесение действий ритуала с мифологическим прототипом символически оправдывало и подкрепляло всю деятельность жреца-брахмана. Брахманическая картина мира характеризовалась главными чертами всякой ритуализованной картины бытия. Согласно ей, существует два мира: мир богов и мир людей, сакральный и профанный. Единственная возможность для людей обрести реальность, опору в жизни — перейти в мир богов, а это возможно лишь в ритуале. Так человеческая жизнь получала онтологическую прочность и истинность. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов высоким и прочным и приравнивало их к богам.
М. Альбедиль
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 81-82.