Иосифляне (Кузнецов, 2007)

ИОСИФЛЯНЕ - сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Иосифлянство как церковно-политическое течение сложилось в конце XV — начале XVI в. и окончательно сформировалось как идеология русской Православной церкви, стоявшей на почве союза с великокняжеской властью, в первые два десятилетия XVI в. Идеология иосифлянства основывалась на таком понимании религии и церкви, которое выдвигало на первый план не внутреннее духовное совершенствование личности, не свободу духа, а социальную миссию религии и церкви. Религия и церковь рассматривались И. как организующее начало человеческого общежития. Отсюда идея необходимости сосредоточения богатств ради социально организованной благотворительности, отсюда же требование суровой дисциплины в монашеской жизни, строгого соблюдения обрядового благочестия и уставной молитвы, недопущения каких-либо отступлений от устава. И. были непримиримыми противниками всякого рода ересей и не допускали никакой пощады еретикам.

После смерти Иосифа Волоцкого во главе И. стал Даниил, избранный игуменом Волоколамского монастыря, а в 1522 г. назначенный митрополитом московским. Под руководством Даниила И. повели ожесточенную борьбу против нестяжателей. На соборе 1525 г. под давлением И. был осужден Максим Грек, которому вменили в вину неточности его переводов, но фактически он был подвергнут наказанию за обличение внешнего, обрядоверческого направления русского благочестия. Собор 1531 г. осудил наиболее яркого последователя Нила Сорского, идеолога нестяжательства, Вассиана Косого (Патрикеева), богословские расхождения которого с Даниилом были квалифицированы как ереси. В 1553-1554 гг. уже при митрополите Макарии было осуждено на заточение вместе с двумя настоящими еретиками Матвеем Башкиным и Феодосием Косым много «заволжских старцев» — нестяжателей, в том числе и Артемий Троицкий. Скиты вокруг Кирилло-Белозерского монастыря опустели. Таким образом, в русском православии с середины XVI в. И. окончательно взяли верх над нестяжателями, победило направление внешнего благочестия, а сторонники «умной» молитвы, духовной свободы, независимости церкви от светской власти потерпели поражение.

В дальнейшем, по мере укрепления связи И. с великим князем московским в идеологии И. все более явственно начинают проступать черты «государственности». В великокняжеской власти И. начинают усматривать гаранта обеспечения имущественных прав монастырей от посягательств удельных князей, а также средство борьбы против еретических учений. В XVI в. иосифлянство окончательно превращается в официальную идеологию русской Православной церкви. Среди иосифлянских публицистов мы видим таких представителей русской церкви, как старец Филофей, архиепископ Феодосий, митрополит Макарий.

Однако победа И. в официальной борьбе не принесла им нравственных успехов. В общественном сознании иосифлянство отождествилось с прислужничеством церкви светской власти. И хотя это не соответствовало идеологии И., на их совести были гонения против Максима Грека и «заволжских старцев», которые олицетворяли стойкость духа против внешних притеснений.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 212-213.

Понятие: