Брахман

БРАХМАН (от санскритского корня «расти») — в древнейших ритуальных текстах — священное слово, молитва. Затем значение быстро спиритуализируется, и уже в ранних упанишадах Брахман есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает джняны и мокши. Брахман оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т. е. индивидуальному духу. Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, нестановящееся, немыслимое (им мыслится), невидимое (им видится) и прочее, т. е. в итоге — «не то, не то» (нети, нети). Эта формула, одно из «великих речений» упанишад, является, наряду с другими, инструментом познания Брахмана, т. е. осознания себя в существе своем как Брахмана. Это главное, экзистенциальное отношение к Брахману. В сфере же философской рефлексии Брахман сопоставим с безличным богом философов, с гегелевской абсолютной идеей и т. д. Брахман — важнейшее понятие всех школ веданты, но уже с Шанкары различается бескачественный Брахман (о нем речь выше) и окачествленный, понятый как Господь Бог. В языке упанишад последнему соответствовало то же слово в мужском роде — Брахма, понимавшийся тогда как творец мира.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 80-81.

Понятие: