Фундаментализм (СИЭ, 1974)

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (от лат. fundamentum - основа) - крайне консервативное течение в современном протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма (осуждаемого фундаментализмом как модернизм). Отвергая любую критику Библии и проповедуя непогрешимость Священного писания как «фундамента» христианства, фундаментализм требует от протестантов всего мира возвращения к слепой вере в библейские чудеса, в божественность Христа, его непорочное рождение, телесное воскресение из мертвых, вознесение на небо и т. п. Фундаментализм сложился главным образом в южных штатах США и особенно среди пресвитериан, баптистов и методистов во 2-м десятилетии 20 века, после издания и широкого распространения в 1910-1912 годы серии анонимных бесплатных брошюр, в которых клеймилась возможность какой-либо критики или рационалистического истолкования Священного писания. В следующем десятилетии фундаментализм перешел в наступление на науку, противопоставляя ей авторитет Библии. В 1921 – 1929 годы в ряде южных штатов (Арканзас, Теннесси, Миссисипи и др.) фундаменталисты провели антиэволюционные законы, запрещающие преподавание в государственных школах дарвиновского учения о происхождении человека. На основании этих законов в 1925 году был привлечен к суду преподаватель колледжа Дж. Скопс, а в 1967 году - учительница Эпперсон. В 1973 году в штате Теннесси был проведен закон, согласно которому дарвинское учение о происхождении человека должно преподноситься преподавателем школы лишь в качестве гипотезы наряду с библейской версией. В 1948 году в противовес якобы либеральному Всемирному совету церквей фундаменталисты организовали свой Международный совет христианских церквей (International council of christian churches, президент К. Макинтайр), в который вошло 140 протестантских церквей многих стран.

A. H. Чанышев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Полетика Н., "Обезьяний" процесс в Америке, М.-Л., 1926; Vanderlaan E. С., Fundamentalism versus modernism, N. Y., 1925; Lippman W., American inquisitors, N. Y., 1928; Cole S. С, The history of fundamentalism, N. Y., 1931; Stevick D. В., Beyond fundamentalism, Richmond, 1964.