Ганза

ГАНЗА (от средненижненемецкое Hansa - союз, товарищество) – торговый              союз северо-немецких городов во главе с Любеком, существовавший в 14-16 веках (формально до 1669 года). Ганза выступила в качестве преемника немецкого купечества 11-13 веков, главным центром деятельности которого в Восточной Европе был остров Готланд (на этом основании современная буржуазная историография выделяет особый этап в развитии Ганзы – «купеческую Ганзу» 11-13 веков в противовес «Ганзе городов» 14-17 веков).

Экономическая роль Ганзы заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами Северной, Западной, Восточной и отчасти Центральной Европы: Фландрия, Англия и Северная Германия поставляли сукна, Центральная Европа, Англия и Скандинавия - металлы, Северная Германия и западное побережье Франции - соль, Восточная Европа - главным образом пушнину и воск. Кроме того, на Восток экспортировалась соленая сельдь, вина, пиво и т. д. Немецкие купцы взяли в свои руки торговое посредничество в условиях относительной слабости купечества Северной и Восточной Европы, используя успехи немецкой колонизации в славянских странах Восточной Европы и опираясь на военные силы немецких рыцарских орденов (впоследствии один из них - Тевтонский - был даже принят в члены Ганзы). Основание Риги и Ревеля - важнейших пунктов на пути к Смоленску, Полоцку и Новгороду, появление контор немецких купцов в Норвегии и получение ими привилегий для торговли во Фландрии в течение 1-й половины 13 века, рост основанного на славянской территории Любека - главного центра немецкой торговли на Востоке Европы - подготовили образование союза: во 2-й половине 13 века были заключены соглашения Любека, Гамбурга, Штральзунда, Люнебурга и других для защиты пути по проливам между Северным и Балтийским морями, о совместной чеканке монет и др. Окончательное оформление союза, впервые выступившего под названием «Немецкая Ганза» в 1356 году, произошло в 1367-1370 годы, во время его победоносной войны против Дании, которой принадлежало господство над торговыми путем между Северным и Балтийским морями. Штральзундский мир 1370 года с Данией, закрепив право Ганзы на беспрепятственный проход по проливам Зунд и Скагеррак, открыл период наибольшего расцвета Ганзы во 2-й половине 14 - 1-й половине 15 веков. В это время в нее входило до 100 городов (по другим данным - до 160, рамки Ганза никогда не были строго очерчены).

Вся система торговых сношений ганзейских городов опиралась на несколько контор в основном производящих районах Европы - на конторы в Брюгге (Фландрия), Новгороде, Лондоне, Бергене (Норвегия) и др. Ганзейские купцы проникали и в Испанию и Португалию. Центром торговли с внутренними районами Европы (особенно с немецкими городами Франкфуртом, Аугсбургом) и основным перевалочным пунктом на сухопутном и (с 1398 года) речном пути между Балтийским и Северным морями был Любек. Он выступал и в роли политического главы союза. Здесь со 2-й половине 14 века собирались (хотя и нерегулярно) общие съезды ганзейских городов. Решения их (так называемые Recesse), скрепленные печатью Любека, были обязательны для членов Ганзы. Однако внутренняя организация Ганзы отличалась расплывчатостью. У союза не было ни своего флота, ни войска, ни постоянных финансов (его военные силы состояли из флота и войск отдельных городов). Между отдельными городами и группами городов, входившими в Ганзу, существовала рознь, торговое соперничество, интересы их часто не совпадали (ливонские и вендские города).

В ганзейских городах, экономика которых основывалась главным образом на торговле, власть находилась в руках купеческого патрициата. В конце 14 - начале 15 веков прокатилась волна цеховых восстаний против патрициата, однако повсюду вскоре восстановившего объединенными усилиями свою власть. Большой ганзейский статут 1418 года предусматривал решительные меры борьбы с социальными движениями внутри городов Ганзы. Значение Ганзы для экономического развития Европы было противоречивым. Стимулируя развитие текстильного, горнодобывающего производства на Западе и в центре Европы, Ганза несколько замедляла развитие этих же отраслей на Востоке Европы; с другой стороны, благодаря торговле восточные районы Европы получали сырье для развития металлообрабатывающие и ювелирного ремесла. Особенно важен был импорт благородных металлов. Сосредоточивая торговлю в руках немецких купцов, Ганза упорно боролась против возможных конкурентов - городов-нечленов Ганзы (например, Нарвы) и местного купечества, пытавшегося завязать непосредственные торговые сношения с внешним миром, стремилась захватить в свои руки промышленность стран-контрагентов (особенно это удалось в Швеции).

Со 2-й половины 15 века наметился упадок Ганзы. Развитие национальной экономики, расширение внешней и внутренней торговли, укрепление позиций местного купечества в Англии, Скандинавских странах, на Руси к концу 15 - началу 16 веков обострили противоречия Ганзы со странами-контрагентами. Немалую роль в упадке Ганзы сыграло и изменение мировых торговых путей. Стремясь сохранить свое положение и привилегии в новых условиях, Ганза прибегает к любым средствам: вмешивается во внутренние дела отдельных государств, особенно скандинавских, поддерживая благосклонных к ней правителей, ведет каперские войны с голландцами. Однако в конце 15 - 16 веках она теряла свои позиции одну за другой. В 1494 году был закрыт немецкий двор в Новгороде; контора в Брюгге постепенно утратила значение, а в 1553 году была перенесена в Антверпен; в 1598 году ганзейцы были лишены всех привилегий в Англии. К середине 16 века Ганза уступила свое место голландским, английским и французским купцам; формально она просуществовала до 1669 года.

Изучение Ганзы в 18 - 19 веках было монополией немецкой дворянской и буржуазной историографии. Г. Ф. Сарториус (1765-1828) и его последователи (К. Копман, Д. Шефер) интересовались преимущественно политической историей Ганзы 14 - 15 веков. При этом в истории Ганзы искали доказательства способности немцев к «мировому господству», аргументы для оправдания колониальных устремлений Германии, Ганза изображали как единственный стимул политического, экономического и культурного развития стран-контрагентов. В тех же традициях писал позднее и Э. Денель. В 1870 году, к 500-летнему юбилею Штральзундского мира, было организовано Ганзейское историческое общество (Hansische Geschichtsverein; существует и в настоящее время; его ежегодный орган - "Hansische Geschichtsblätter", с 1871 года). Общество занялось изданием источников по истории Ганзы, однако преимущественно правовых - решений ганзейских съездов и грамот. В конце 19 - начале 20 веков В. Штида и другие начали издавать делопроизводственные источники - торговые и таможенные книги и другие. В 1-й половине 20 века, особенно в годы фашистской диктатуры, немецкие историки продолжали проповедовать прежние националистические взгляды, апеллируя уже не только к политической, но и экономической истории Ганзы. После войны часть ганзейских историков отказалась от этих взглядов. В их числе были Ф. Рёриг, изучавший экономическую структуру ганзейских городов. Его теория о творческой роли торговли, якобы главном стимуле производства, основной городообразовательной силе, особенно на Востоке Европы, имеет большое число сторонников и в современной буржуазной историографии, ее придерживается глава ганзейской историографии в ФРГ П. Йоханзен и его школа. В центре внимания современных буржуазных историков Ганзы - время, предшествующее ее образованию, экономическая роль немецкого купечества, его борьба за привилегии в других странах (особенно скандинавских). Историки-марксисты (в частности, в ГДР), в противовес буржуазной историографии, обращают особое внимание на исследование социальной структуры ганзейских городов, роли ремесленных элементов, народных, особенно плебейских движений (об исследованиях историков ГДР см. обзор К. Фритце и др. в кн.: Historische Forschungen in der DDR. Analysen und Berichte. Zum XI. Internationalen Historikerkongress in Stockholm August 1960, B., 1960). Историки стран народной демократии впервые поставили вопрос о роли Ганзы для социально-экономического развития Польши и других балтийских стран (М. Маловист). Из советских специалистов Ганзой больше всего занимается М. П. Лесников, обративший внимание не на политическую, а на социально-экономическую историю Ганзы и доказавший, что торговля Ганзы на Востоке Европы не носила неравноправного, «колониального» характера (в частности, для Новгорода).

А. Л. Хорошкевич. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Источники:

Hanserezesse 1256-1530, hrsg. v. К. Koppmann, G. v. Ropp, D. Schäfer u. F. Techen, Bd 1-24, Lpz., 1870-1913; Hanserezesse 1531-1560, Bd 1, hrsg. v. G. Wentz, Weimar 1937-41; Hansisches Urkundenbuch, Bd 1-11, Halle - Lpz., 1876-1938; Quellen und Darstellungen zur Hansischen Geschichte (Hansische Geschichtsquellen, Bd 1-7; новая серия Bd 1-12, Halle - В.. 1875-1956); Inventare hansischer Archive des 16. Jh., Bd 1-3, Lpz.-Münch., 1896-1913; Abhandlungen zur Handels-und Sozialgeschichte, hrsg. im Auftrag des hansischen Geschichtsvereins, Bd 1-3, Weimar, 1958-60.

Литература:

Лесников М. П., Ганзейская торговля пушниной в начале XV в., "Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина". 1948, т. 8; его же, Торговые сношения Великого Новгорода с Тевтонским орденом в конце XIV в. и нач. XV в., "ИЗ", 1952, т. 39; Хорошкевич А. Л., Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Зап. Европой в 14-15 вв., М., 1963; Lesnikov M., Lübeck als Handelsplatz für osteuropäische Waren im 15. Jh., "Hansische Geschichtsblätter", 1960, Jg. 78; Daenell E., Die Blütezeit der deutschen Hanse, Bd 1-2, В., 1905-1906; Schäfer D., Die Hansestädte und König Waldemar von Dänemark, Jena, 1879; его же, Die deutsche Hanse, 3 Aufl., Lpz., 1943; Goetz L. К., Deutsche-Russische Handelsgeschichte des Mittelalters, Lübeck, 1922; Jesse W., Der wendische Münzverein, Lübeck, 1928; Rörig F., Wirtschaftskräfte im Mittelalter, Weimar, 1959; Johansen P., Die Bedeutung der Hanse für Livland, "Hansische Geschichtsblätter", 1941, Jg. 65-66; Arbusow L., Die Frage nach der Bedeutung der Hanse für Livland, "Deutsches Archiv für Geschichte des Mittelalters", 1944, H. 1. Jg. 7; Schildhauer J., Soziale, politische und religiöse Auseinandersetzungen in den Hansestädten Stralsund, Rostock und Wismar..., Bd 1-2, Weimar, 1959; его же, Grundzüge der Geschichte der deutschen Hanse, ZfG, 1963, H. 4; Fritze K., Die Hansestadt Stralsund, Schwerin, 1961; Hansische Studien. Heinrich Sproemberg zum 70. Geburtstag, В., 1961.

Понятие: