Экзегетика (Митрохин, 1990)

ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. exegeomai — истолковываю) — богословская дисциплина, занимающаяся истолковыванием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии. Согласно религ. представлениям, текст священного писания многогранен, полон тайн и загадок, символичен. Поэтому возникает необходимость расшифровать, раскрыть смысл и значение, разъяснить священные письмена, заключающие в себе разгадку всех тайн мироздания и ответы на важнейшие вопросы о путях спасения. В христианской традиции существовало мнение, что чем ближе экзегет стоит ко времени откровения, тем больше у него шансов проникнуть в тайну священного писания, и, наоборот, чем дальше он отстоит от этого времени, тем больше вероятности его ошибки. Отсюда — традиция толкования не только Библии, но и произведений так называемых отцов церкви. Исторически экзегетика прошла ряд ступеней: низшая ступень связана с семантическим или даже этимологическим анализом текстов, сводившимся к рассуждению по поводу смысла слов и морализированию («Этимология» Исидория Севильского), вторая ступень — концептуальный анализ, когда предметом анализа выступают не слова, а мысли авторов текста. Здесь экзегетика стремится к реконструкции смысла и содержания текста с использованием философской методологии и понятий. Например, комментарии Василия Великого и Августина на первые главы книги Бытие, в которых в классической форме был сформулирован средневековый взгляд на космос и природу. Третья ступень — спекулятивная или системотворческая, в которой авторитетный текст становится лишь поводом для развития автором своих мыслей и философско-теологических настроений. Пример — знаменитые «Summa» Фомы Аквинского и книги других средневековых схоластов. Протестантская экзегетика также претерпела значительную эволюцию. Основатели протестантизма М. Лютер и Ж. Кальвин настаивали на буквальном понимании библейских текстов, поскольку они представляют собой божественное откровение и даны людям на все времена. Либеральная теология отказалась от буквального понимания библейских текстов и предложила на основе исторического подхода этические и эстетические формы их интерпретации. В 40—50-х годах 20 века Р. Бультманом была сформулирована теория демифологизации, призывающая интерпретировать библейские мифы в соответствии с представлениями современного человека. Близкой к этой концепции является и символическая Э. П. Тиллиха. Главное значение всех направлений экзегетики — обоснование непреходящей ценности так называемых священных книг для воспитания религиозной веры и нравственности.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 308-309.

Понятие: