Группировка

ГРУППИРОВКА — связующее звено между логическими и психологическими структурами в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже (1937). Прототип. В формально-логическом плане группировка — это закрытая обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: комбинативность: А + В ~ С (где А, В, С — множества); обратимость: С — В = А; ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); общая операция идентичности: А — А = 0; тавтология, или специальная идентичность: А + А - А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. Исследования. В психологическом плане группировка трактуется как состояние «равновесия мысли». Весь процесс интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, когда достигается результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж. Пиаже выделил 8 элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком данного уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют 4 группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющие систему пропозициональных операций.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 153-154.

Понятие: