Крестовые походы

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - захватнические войны западноевропейских феодалов, проводившиеся в 1096-1270 годы по почину католической церкви под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман. Участники крестовых походов - крестоносцы - обычно нашивали на одежду знак креста, символизировавший их благочестивые намерения (отсюда и название самих войн – «крестовые походы»). Предпосылками крестовых походов послужили социально-экономические сдвиги в Западной Европе в 10-11 веках (прежде всего развитие городов и товарно-денежных отношений), приведшие к увеличению расходов правящего класса и в конечном итоге толкнувшие его на путь завоеваний. Феодалов особенно привлекали экономически высокоразвитые страны Ближнего Востока, дорога в которые была издавна проложена странствующими купцами и паломниками. Поводом для вторжения в область Восточного Средиземноморья явилось нашествие мусульманских кочевников, турок-сельджуков, захвативших в последней трети 11 века многие византийские владения, а также Иерусалим, «священный город» христианства. Византия обратилась на Запад за военной помощью против сельджуков.

Воспользовавшись этим, католическая церковь, стремившаяся разжечь религиозный фанатизм, с тем чтобы упрочить свое влияние, развернула проповедь крестовых походов во имя спасения «гроба господня» в Иерусалиме из рук «неверных» и ради оказания поддержки восточным христианам. Таким образом агрессивные устремления феодального рыцарства получили религиозную санкцию и прикрытие. Идейным вдохновителем и непосредственным организатором крестовых походов выступило папство, добивавшееся укрепления и расширения своей власти путем создания на Востоке владений, подконтрольных апостольскому престолу, в том числе подчинения Риму православной церкви. За 175 лет состоялось 8 больших крестовых походов на Восток и множество сравнительно мелких завоевательных предприятий. В первых крестовых походах наряду с феодалами участвовала также крестьянская беднота, искавшая в заморских землях избавления от феодального гнета и от нищеты. Однако, убедившись в бесперспективности своих попыток, крестьянство со 2-й половины 12 века отошло от движения, и крестовые походы приобрели чисто феодальный характер. 1-й Крестовый поход, провозглашенный в Клермоне папой Урбаном II в 1095 году и собравший под свои знамена примерно 100 тысяч участников, главным образом французов, завершился захватом в 1099 году крестоносцами Иерусалима, который стал столицей основанного ими Иерусалимского королевства. 2-й Крестовый поход (1147-1149), поводом к которому явилось взятие Эдессы сельджуками в 1144 году и который возглавили французский король Людовик VII и немецкий король Конрад III, потерпел неудачу. Провалом закончился и 3-й Крестовый поход (1189-1192), вызванный завоеванием Иерусалима в 1187 году Салах-ад-дином. Походом предводительствовали германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Важнейшими причинами неудач крестоносцев в 12 веке были нараставшие противоречия между западноевропейскими государствами, устремлявшимися в Средиземноморье (что порождало конфликты среди самих крестоносцев), а также между этими государствами и Византией. 4-й Крестовый поход, организованный в 1199 году папой Иннокентием III, привел к разгрому и завоеванию французскими, немецкими, итальянскими крестоносцами христианских городов: Задара в Далмации (1202) и Константинополя (1204) - столицы Византии. На части территории уничтоженной Византии завоеватели создали Латинскую империю. События 1202-1204 годы ярко продемонстрировали грабительский характер крестовых походов: мниморелигиозные цели крестоносцев были здесь открыто принесены в жертву их завоевательным стремлениям. Следствием пагубного влияния религиозного фанатизма явились детские крестовые походы 1212 года, приведшие к гибели десятков тысяч детей. Остальные крестовые походы (5-й - 8-й) носили откровенно завоевательный характер. 5-й Крестовый поход (против Египта) в 1217-1221 годы был безрезультатным. Итогом 6-го Крестового похода (1228-1229), возглавленного германским императором Фридрихом II, было временное возвращение христианам Иерусалима (по мирному договору с египетским султаном в 1229 году); однако в 1244 году город вновь был отвоеван мусульманами. 7-й (1248-1254) и 8-й (1270) крестовые походы, направленные в Северную Африку (Египет и Тунис) и предводительствуемые французским королем Людовиком IX Святым, потерпели полную неудачу.

Крестовые походы сопровождались бессмысленным истреблением миллионов людей и вызвали огромные материальные потери в самой Европе, для которой имели в целом отрицательные последствия. Правда, в 12-13 веках получила значительное развитие средиземноморская торговля, главным образом итальянского и южнофранцузского купечества, воспользовавшегося своими привилегиями в Иерусалимском королевстве для собственного обогащения. Однако основой роста левантийской торговли был достигнутый в тот период общий экономический прогресс европейских стран, а отнюдь не кровавые войны за «гроб господень», которые сами по себе наносили урон нормальным коммерческим связям Европы с Левантом. Недаром в 13 веке южноевропейские купцы все больше уклонялись от участия и поддержки крестоносных экспедиций, предпочитая мирным путем добиваться более выгодных торговых соглашений с мусульманскими государствами, нежели прибегать к содействию военной сил крестоносного рыцарства. С Востока в период крестовых походов был перенят ряд технических, хозяйственных, культурных и бытовых достижений. Но в этих областях воздействие крестовых походов не было ни решающим, ни внесшим что-либо принципиально новое в общую эволюцию западноевропейского феодального общества. Что касается Востока, то крестовые походы причинили восточным странам непоправимый ущерб. Народам Востока пришлось вынести все ужасы иноземных нашествий, разорения и угнетения со стороны феодалов Запада.

В 12-13 веках идея крестовых походов использовалась католической церковью для освящения захватнических войн немецкого рыцарства против прибалтийских и славянских народов, для организации карательных экспедиций против альбигойцев, штедингов, позднее - гуситов. В новое и особенно новейшее время идея крестовых походов неоднократно поднималась на щит врагами социализма и коммунизма. Папа Пий XI в 1930 году провозгласил крестовый поход против СССР. Свой разбойничий план нападения на Советский Союз гитлеровцы назвали «планом Барбароссы». Пий XII освящал агрессивные замыслы империалистов, призывая действовать так, как действовали крестоносцы. Лозунг крестовых походов и по сей день занимает видное место в духовном арсенале антикоммунизма. Он широко практикуется в пропаганде империалистической реакции, американских «бешеных», западногерманских реваншистов, противников мирного сосуществования из среды церковников США, ФРГ и других западных стран.

Начало изучению истории крестовых походов положили хронисты и историки 11-13 веков, трактовавшие крестовые походы как «деяния божьи», осуществленные оружием крестоносцев. В период Реформации и Контрреформации историки-протестанты осуждали крестовые походы, считая их порождением властолюбия папства (английский ученый Т. Фуллер, немецкий Г. Арнольд); католические авторы, напротив, рассматривали крестовые походы как религиозно-героическую эпопею, а деятельность папства расценивали как его заслугу перед человечеством (французские историки П. Утреман, Л. Мембур). Историки и философы Просвещения видели в крестовых походах гигантское переселение народов, вызванное фанатизмом и мракобесием и повлекшее за собой ненужные жертвы и расходы. Некоторые из просветителей при этом, впадая в преувеличение, отмечали и прогрессивное значение крестовых походов (английский историк - У. Робертсон). Романтическая историография 1-й трети 19 века (французские историки Ш. д'Айкур, Ж. Мишо, немецкий историк Ф. Вилькен) крайне идеализировала крестовые походы и переоценивала их влияние на развитие общественно-экономическую жизни и культуры Западной Европы. Основанное на критическом пересмотре источников изучение крестовых походов развернулось с 40-х годов 19 века, когда вышла монография немецкого ученого Г. Зибеля «История первого крестового похода» (1841). Позднее, в период «Культуркампфа», и Зибель, и другие немецкие историки-позитивисты протестантского толка (Г. Хагенмейер, К. Клайн и другие) развенчали многие легенды, созданные вокруг 1-го Крестового похода католической традицией, проложив путь к установлению достоверных фактов его истории. Объективно той же цели служили исследования ряда французских ученых последней трети 19 века, хотя в их трудах гораздо отчетливее сказывались консервативно-клерикальные тенденции. Важное значение имела публикация многотомного "Recueil des historiens des croisades", завершенная в 1906 году, a также издательская деятельность основанного в 1875 году П. Рианом «Общества Латинского Востока» с журналом "Revue de L'Orient latin". В работах многих историков этого периода было высказано немало реалистических наблюдений о причинах, ходе событий, социально-политическом содержании и результатах крестовых походов (немецкие ученые В. Хейд, В. Хольцман, В. Норден, французские - Ж. Тессье, П. Риан и др.), были созданы и интересные обобщающие работы (немецкий историк Б. Куглер, австрийский историк Р. Рёрихт и другие). Наряду с западноевропейскими учеными ценный вклад в разработку истории крестовых походов внесли русские византинисты и медиевисты (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Ф. Я. Фортинский, П. В. Безобразов). В эпоху империализма идеологи буржуазии пытались почерпнуть в истории крестовых походов аргументы для оправдания колониальных захватов великих держав на Востоке и найти материал для обработки в церковно-религиозном духе широкого общественного мнения. Западноевропейские (в том числе католические) авторы соперничали друг с другом в доказательствах активного участия в крестовых походах народов своих стран, прославляли деятельность военно-монашеских орденов и папства, приукрашивали социальные порядки в государствах крестоносцев (французские историки Ж. Лоньон, Э. Деларюэль, Л. Брейе, английский - У. Стивенсон и другие). Русские историки использовали факты истории крестовых походов для оправдания политики царизма в восточном вопросе (А. Попов, Ф. И. Успенский). Апологетика крестовых походов с наибольшей силой сказывается в новейшей буржуазной историографии, представители которой уделяют особое внимание изучению «идеологии» крестовых походов, рисуют их как «высокое» и «благородное» по своим мотивам движение, подчеркивают значение «европейского единства» в крестовых походах, превозносят крестовые походы как фактор прогрессивного развития не только Западной Европы, но и ближневосточных стран (немецкий ученый А. Ваас (ФРГ), французские - Р. Груссе и П. Руссе, американские - П. У. Топпинг, Дж. Брандейдж, А. С. Этайя). Лишь небольшая часть западноевропейских ученых продолжает разрабатывать историю крестовых походов с реалистических позиций (французские историки П. Лемерль, Ж. Ришар, английские - С. Рансимен, Р. Смэйл и другие). Важные результаты достигнуты в последние годы лишь в изучении источников и в составлении библиографии крестовых походов (немецкие историки Л. Бем, Г. Э. Майер (ФРГ), американский - А. С. Этайя и другие). Недавно включившиеся в исследование крестовых походов историки Ближнего и Среднего Востока уделяют большое внимание разоблачению грабительского характера этих войн (египетский историк Мухаммед Хусейн-Ала и другие). Подлинно научное, основанное на марксистско-ленинской методологии изучение крестовых походов осуществляют советские и зарубежные историки-марксисты (болгарские ученые Б. Примов, П. Петров, П. Лишев, польские - Т. Рослановский, Э. Вернер из ГДР, румынский - И. Грамада, французский - К. Каэн). В их трудах вскрываются социально-экономические и политические предпосылки крестовых походов, выявляется захватническую, военно-колонизационную сущность крестовых походов, раскрывается истинная подоплека проповеднической и организаторской деятельности католической церкви, отмечается пагубное воздействие крестовых походов на общий ход исторического развития Запада и Востока.

M. А. Заборов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Заборов М. A., Крестовые походы, М., 1956; его же, Папство и крестовые походы, М., 1960; Петров П. Хр., Борбата на българския народ против латинските нашественици, С, 1960; Gramada I., Cruciadele, (Buc), 1961; Sóbel H., Geschichte des ersten Kreuzzugs, Düsseldorf, 1841; Röhricht R., Geschichte des ersten Kreuzzuges, Innsbruck, 1901; Runciman St., A history of the Crusades, v. 1-3, Camb., 1951-54; Setton K., Baldwin M. W. (ed.), History of the crusades, v. 1, Phil., 1955; Waas A., Geschichte der Kreuzzüge, Bd 1-2, Freib., 1956; Rousset P., Histoire des croisades, P., 1957; Brundage J., The Crusades, Milwaukee, 1962. Подробную библ. см.: Mayer, H. E., Bibliographie zur Geschichte der Kreuzzüge, Hannover, 1960; Atiya A. S., The crusade: historiography and bibliography, (Bloomington), 1962.