Чиновничество

ЧИНОВНИЧЕСТВО в России - особая привилегированная прослойка населения, находившаяся на гражданской государственной службе и специализировавшаяся на управлении и делопроизводстве. Чиновничество появилось с возникновением в Русском государстве 16 века приказов. Создание формуляров (видов) документов, порядок их оформления и движения потребовали определенных канцелярских навыков и опыта, которых часто не имели начальники приказов – «судьи». Поэтому в помощь им стали назначаться дьяки, имевшие в своем подчинении подьячих. Сложившаяся в приказах бюрократическая иерархия чинов (судья, дьяки, подьячие) вскоре перешла и в местные государственные органы, где при наместниках, воеводах и выборных должностных лицах (губных и земских старостах) возникли канцелярии (наместнические, приказные, губные, земские и прочие «избы») также с дьяками и подьячими. Представители складывающегося чиновничества были выходцами из различных сословий и сословных групп свободного населения (дети боярские, духовенство и т. п.) и верно служили феодальному государству, а его верхи сами входили в состав феодального класса; за свою службу они получали поместья и крепостных. Назначение приказных судей, наместников (до середины 16 века) и воевод, а также дьяков проводилось царем и боярской думой. Приказным дьякам были установлены поместные оклады в 600-1000 четей земли и 100-130 рублей в год. Подьячие назначались Разрядным приказом и в зависимости от категории получали 200-400 четей земли и 3-50 рублей в год. Младшие подьячие нередко получали лишь натуральное жалование (зерном, мясом и проч.). Кандидаты на подьячьи должности – «неверстанные» подьячие, находившиеся при приказах и местных «избах» для обучения, государственного жалования не имели и жили на «приношения» посетителей. С ростом государственного аппарата Русского государства и усложнением функций управления число дьяков и подьячих увеличивалось (в начале 17 века дьяков было 55, в 1676 году их было 103 в приказах и 35 в уездах). В 80-х годах 17 века в 37 приказах служило около 2 тысяч подьячих (Поместном приказе - 446, в Приказе большого дворца - 261 и т. д.). Между этими чинами государственного аппарата сложилось служебное разделение управленческого труда: дьяк был чаще всего заместителем судьи приказа, а нередко и самим судьей (особенно в 16 веке). Старшие («старые») подьячие вместе с дьяками заведовали структурными частями приказов - столами и руководили составлением документов («бумаг»), средние подьячие - непосредственно составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа и управляли структурными подразделениями столов - повытьями. Младшие («молодшие») подьячие осуществляли техническую работу по переписке («перебелке») документов. Служебные порядки в Русском государстве 16-17 веках сложились как обобщение бюрократической практики и не закреплялись законодательными нормами, а действовали как нормы обычного права («за обычай»).

С установлением в России в начале 18 века абсолютизма старая приказная система управления с приказным чиновничеством была заменена новой, коллегиальной (см. Коллегии), с особым делопроизводством. Изменился состав чиновничества и характер его службы. Усложнение и расширение задач самодержавного государства увеличивали его управленческий аппарат, требовали дополнительных кадров чиновников, командного состава армии и флота. Законодательство Петра I подтвердило и закрепило обязательность и пожизненность военной и гражданской службы для дворян, привлекало к несению обязательной службы духовенство и городское сословие. Сословные органы в городах явились, в частности, дополнительным и бесплатным для государства звеном аппарата, облегчавшим взыскивание налогов, комплектование армии.

Абсолютистская монархия 1-й четверти 18 века провела законодательное оформление положения чиновничества. Губернская реформа 1708 года уничтожила старый принцип назначения на должность как «государево пожалование» и превратила всех должностных лиц местного управления в чиновников абсолютистского государства. Губернаторы, коменданты и воеводы стали назначаться на должности без всякого челобитья и находились на них без срока. Между чиновниками установились более четкое разделение дел и бюрократическая соподчиненность. Коллежские штаты 1717 года заменили дьяков на секретарей. В коллегиях возникли новые должности - нотариусов, регистраторов, протоколистов. Канцеляристы, подканцеляристы и копиисты вскоре вытеснили подьячих. Высшие чиновники - президенты коллегий и губернаторы - назначались царем и Сенатом. Низшие чиновники после упразднения Разрядного приказа (1711) также утверждались Сенатом. Созданная в составе Сената Герольдмейстерская контора заведовала и службой дворян. По ее представлениям Сенат назначал дворян на чиновничьи должности. Генеральный регламент 1720 года установил бюрократическое единообразие организационного устройства, порядка деятельности и устройства коллегий и других правительственных учреждений. Табель о рангах 1722 года ввела единую систему чинов в России, узаконила замещение постов в армии и государственном аппарате по личным заслугам, способности и опыту. Была положена грань между табельными чиновниками всех четырнадцати классов и канцелярскими служителями (канцеляристы, подканцеляристы и копиисты), которые не были включены в Табель. Часть чиновников стала получать государственное денежное жалование (с 1764 года денежные оклады были назначены всем чиновникам). Но весь 18 век сохранялась и такая форма поощрения части высшего чиновничества, как раздача монархами особо отличившимся чиновникам населенных государственных земель, что являлось для них важнейшим источником материального благополучия. Стремление дворян сократить срок службы на низших должностях породило во 2-й четверти 18 века практику записи дворянских сыновей с детских лет на государственную службу, где они числились в отпуске для завершения образования. По достижении совершеннолетия молодой дворянин находился уже в довольно высоком классе военной или гражданской иерархии. Манифест о вольности дворянства 1762 года отменил обязательность государственной службы дворян. Жалованная грамота дворянству 1785 года подтвердила эти права. Но определенные привилегии служащего дворянства, особенно высших сановников, привлекали дворян к государственной службе. Общее число чиновников к середине 18 века составляло около 5 тысяч человек. Примерно 150 человек из них были чины сановной бюрократии: сенаторы, президенты коллегий, начальники важнейших канцелярий, контор, губернаторы и другие (обычно особы первых четырех классов Табели о рангах). Важное значение имела в среде этих сановников титулованная знать, особенно так называемая «новая» знать - графы, бароны и князья, получившие эти титулы за личные заслуги на государственной службе. Следующую группу составляли члены различных присутствий (советники, асессоры), прокуроры, провинциальные и уездные воеводы и прочие (около 600 человек, имевшие чины 5-8-го классов). Более скромное положение занимали чиновники 9-14-го классов - основная исполнительная сила государственных учреждений того времени. 2/3 всего чиновничества составляли внетабельные канцелярские служители. Почти 80% чиновников двух последних групп являлись выходцами из непривилегированных сословий. Почти половина этих чиновников была потомками приказных людей 17 века. Для них государственная служба стала наследственной и была основным источником существования. В 1796 году в России было около 17 тысяч чиновников. В течение 18 века во многих случаях чинами являлись сами должности государственных служащих. К концу 18 - началу 19 веков завершилось отделение должностей от чинов (см. Чины, звания и титулы).

Важным этапом в истории российского чиновничества была 1-я половина 19 века. В этот период резко ускорился процесс бюрократизации государственный аппарата. Значительно возросло число правительственных учреждений, увеличились их штаты. Учреждение в 1802-1811 годы министерств заложило основы для создания бюрократических ведомств со сложной внутренней организацией и делопроизводством. Основным актом деятельности государственных учреждений 19-20 веков стало «Общее учреждение министерств», утвержденное 25 июня 1811 года. Количество чиновников значительно возросло. Если в 1804 году было, по приблизительным подсчетам, 13,2 тысяч только классных чиновников, то в 1850 году их было 71,8, в 1856 году - 82,3 тысяч человек. Возрастало и число канцелярских служащих (в 1850 году - 26,3 тысяч человек, в 1856 году - 31,6 тысяч человек). Служба чиновников была строго регламентирована порядками определения на службу, прохождения ее, наград и поощрения служебного рвения, наказания, ухода на пенсию и т. п. При составлении в 1832 году Свода законов Российской империи (СЗ) многочисленные акты о службе чиновников были собраны и кодифицированы в обширный «Устав о службе гражданской» (СЗ, т. 3). Этот документ состоял из 3 уставов: «О службе по определению от правительства», «О службе по выборам» (дворян, городских и сельских «обывателей») и «О пенсиях».

В 1-й половине 19 века чиновничество состояло из 4 групп. Первую из них составляли правительственные верхи, высшая бюрократия (1-5-й классы): члены Государственного совета и министры (2-3-й классы), сенаторы (2-4-й классы), генерал-губернаторы (2-3-й классы), директора министерских департаментов (3-4-й классы), губернаторы, управляющие казенными палатами, председатели палат уголовного и гражданского суда (5-й класс) и др. Занимая высшие государственные посты и имея в большинстве своем возможность частного письменного или личного общения с императором, эти чиновники определяли курс политики правительства и являлись относительно независимой и самостоятельной частью чиновничества. Во вторую группу входили чиновники 6-8-го классов. Это были советники Центральных и губерских учреждений, начальники отделений министерских департаментов, полицмейстеры, градоначальники и прочие лица, занимавшие чаще всего самостоятельные должности исполнительного характера. Эта прослойка служила основной опорой правительственных верхов. Обе эти группы имели большие привилегии и очень высокие денежные оклады. Третью, довольно значительную группу составляли чиновники 9-14-го классов, занимавшие различные канцелярские или низшие исполнительные должности. Четвертой являлись канцелярские служители, не имевшие классных чинов и занимавшие внетабельные должности. Они использовались исключительно для технической работы и отличались от табельного чиновничества в материальном и правовом отношении. В условиях быстрого роста состава чиновничества эта группа была ближайшим резервом пополнения табельного чиновничества. Закон 16 декабря 1790 года установил, что канцелярские служители из потомственных дворян производятся в чин коллежского регистратора (14-й класс) через 3 года службы; дети личных дворян и купцов 1-й и 2-й гильдий и белого духовенства - через 4 года, разночинцы и низшие служители - через 12 лет, а кантонисты - только через 20 лет. Острая потребность в кадрах чиновничества в условиях административных реформ и войн в начале 19 века вынудила самодержавие указом 3 декабря 1808 года допустить на канцелярскую службу лиц «податных званий» (кроме крепостных); указ 14 августа 1811 года открыл им дорогу даже в сенатские канцелярии и министерские департаменты, указ 12 января 1812 года - на службу в учебные заведения.

Приток недворянских элементов на канцелярскую службу вызвал недовольство высшей дворянской бюрократии. Утвержденное 14 октября 1827 года положение «О канцелярских служителях по гражданскому ведомству» резко ограничило круг лиц, определяемых на государственную службу, сильно затруднило переход канцелярских служителей-недворян в табельное чиновничество. Несмотря на сравнительно высокий процент выходцев из недворян, пополнявших дореформенное чиновничество, оно нисколько не меняло своего дворянского характера. Попав в привилегированную среду табельного чиновничества, представитель иного сословия ревностно стремился выслужиться в дворяне, усваивал взгляды, мораль и идеологию дворян-помещиков, стремился обзавестись «благоприобретенным» имением, феодальная рента с которого существенно дополняла его жалование. К 1-й половине 19 века совершенно теряет свое значение чисто феодальная форма платы за государственную службу (пожалованием земель и крепостных). Государственная служба с этого времени оплачивается в основном денежным жалованьем разного вида (обыкновенное, усиленное, деньги - квартирные, столовые, разъездные, прогонные, фуражные, ведомственные прибавки, за службу на окраинах и т. п.). Ушедшие со службы по старости и болезням чиновники получали значительные пенсии.

До начала 19 века чиновникам в России для получения того или иного чина и должности не требовалось никакого образовательного ценза. Закон 24 января 1803 года и указ 6 августа 1809 года, изданный по инициативе М. М. Сперанского, потребовали от чиновников определенного уровня образования. Указ 1809 года устанавливал, что чиновники при производстве в 5-й и 8-й классы (статский советник и коллежский асессор) должны представить свидетельство об окончании университета или выдержать ряд экзаменов в специальной комиссии при университете. Эти меры имели определенные результаты. Если до 1810 года более 31% классного чиновничества имело так называемое домашнее образование, то к 30-м годам этот процент упал до 5. Такое повышение общеобразовательного уровня позволило правительству законом 25 июня 1834 года отменить указ 1809 года, а «успехи в науке» стали поощряться лишь более сокращенными сроками службы. Законы 2-й половине 18 - начале 19 веков установили сроки производства в чины: от 14-го до 9-го - через 3 года службы в каждом классе, с 9-го по 8-й - через 4 года, от 8-го до 7-го - 5 лет, 7-6-й - 6 лет, 6-5-й - 4 года, 5-4-й - 5 лет, 4-3-й - через 10 лет. Для производства в 1-2-й классы никаких сроков не существовало и само производство осуществлялось по личному усмотрению императора. В целях известного «омоложения» высшего чиновничества правительство сократило ступени бюрократической лестницы: закон 1834 года отменил производство в чины служащих 11-го и 13-го классов. За 1836-1843 годы было произведено в чин 8-го класса, дававшего тогда потомственное дворянство, около 7,2 тысяч человек, из них около 4,7 тысяч были выходцами не из дворян. Широкий приток в потомственное и личное дворянство чиновников «по выслуге» вызывал недовольство потомственных, особенно титулованных дворян. Это положение специально обсуждалось на заседаниях Секретного комитета 5 декабря 1826 года. Законом 11 июня 1845 года потомственное дворянство стали давать чины: в военной и военно-морской службе первый штаб-офицерский чин - 6-й класс (полковник, капитан 1-го ранга), а в гражданской - 5-й класс (статский советник). На личное дворянство по этому закону имели право чиновники лишь 9-го класса (титулярный советник); 14- 10-й классы гражданской службы давали только права почетных граждан. Закон 9 декабря 1856 года еще более ограничил возможность получения на гражданской службе потомственного дворянства - до 4-го класса (действительный статский советник). При всех реакционных мотивах, вызвавших издание этих законов, они имели и обратные результаты: способствовали созданию в среде однородно-сословного дворянского табельного чиновничества значительной по величине недворянской прослойки. Последствия этих законов реально отразились на составе чиновничества лишь в пореформенное (после 1861 года) время. Состав чиновничества в 1-й половине 19 века оставался однородным. По выражению В. И. Ленина, «...дворянин-помещик командовал без "плутократии",...без растущего третьего элемента» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 81 (т. 17, с. 366)). Верхи дореформенного чиновничества были в основном помещичье-дворянскими. В 1851 году из 784 чиновников первых четырех классов имели земельную собственность 536 человек (68,5%). В 1850 году 94% членов Комитета министров, 93% членов Государственного совета, 73% сенаторов, 64% товарищей министров и директоров департаментов министерств были из помещиков. Помещики преобладали во всех звеньях высшей бюрократии. По закону 1856 года были сокращены сроки прохождения службы для чиновников некоторых классов: с 14-го по 8-й класс - по 3 года в каждом классе, с 8-го по 5-й - по 4 года. В результате этих мер срок службы с 14-го по 5-й класс сократился с 34 до 24 лет.

В условиях кризиса крепостнического государства важное значение приобретала наиболее эффективная расстановка кадров чиновничества. Необходимость определения на каждую должность чиновника только установленного класса стесняла оперативный простор в использовании бюрократических кадров. Уже в 1-ю половину 19 века не раз поднимался вопрос об уничтожении чинов и Табели о рангах (в Секретных комитетах 1826, 1846, 1851 и 1856 годов), однако перспективы быстрого обуржуазивания и своеобразной демократизации чиновничества отпугивали самодержавие и крепостническую бюрократию от этого шага.

Самодержавие считало чиновничество своей главной опорой и ревниво охраняло его преданность, изгоняя из среды бюрократии не только скомпрометировавших себя чиновников, но также и чиновников политически неблагонадежных. На это были направлены законы 1 августа 1822 года, 21 апреля 1826 года и особенно знаменитый «пункт третий» закона 7 ноября 1850 года, разрешавший начальству увольнять подчиненных чиновников без объяснения причин и права обжалования. К середине 19 века была сделана попытка централизации руководства кадрами чиновничества, невзирая на ведомства. 5 сентября 1846 года при 1-м отделении Собственной его императорского величества канцелярии был учрежден Инспекторский департамент гражданского ведомства, который превратился в управление кадрами чиновников всей России и ежегодно рассматривал до 10-12 тысяч дел о чинопроизводстве, назначениях, наградах, перемещениях и увольнениях чиновников. Этот департамент был закрыт 30 мая 1858 года в связи с ослаблением централизации государственного аппарата после Крымской войны 1853-1856 годов.

Сложившаяся в основном в 1-ю половину 19 века организация чиновничества сохранялась в России и в последующий период капиталистического развития, когда государственный строй сделал первый шаг в сторону буржуазной монархии (см. там же, т. 20, с. 165 (т. 17, с. 88)). Отражением этого сдвига были изменения в составе чиновничества. Если высшие его слои сохраняли помещичье-дворянский состав, то в ряды среднего и низшего чиновничества вливались буржуазные элементы, располагавшие значительными богатствами (плутократия). Созданные по буржуазным реформам - земской (1864) и городской (1870) - органы самоуправления привлекали для осуществления своих задач значительный вольнонаемный персонал (врачи, учителя, техники, агрономы и др.), получивший в бюрократических сферах наименование «третий элемент». Наличие плутократии и «третьего элемента» В. И. Ленин считал особенностями бюрократии после 1861 года (см. там же, т. 21, с. 81 (т. 17, с. 366)). С конца 60-х годов ряд ведомств на канцелярскую и техническую работу стал привлекать «по найму» женщин (почта, медицинские учреждения, телеграф, учебные заведения, а с 1889 года даже на счетно-бухгалтерские и канцелярские работы в системе Государственного контроля). В 1897 году в бюрократическом аппарате России служило уже 38 тысяч женщин (из них 28,9 тысяч в учебных заведениях), т. е. около 9% от общего количества чиновников (около 440 тысяч). В 1901 году в России насчитывалось около 0,5 миллиона чиновников (в том числе 120-125 тысяч канцелярских служащих). «Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России», - писал В. И. Ленин в 1903 году и сравнивал чиновничество с густым лесом, через который «...простому рабочему человеку никогда не продраться...» (там же, т. 7, с. 137 (т. 6, с. 334)). Вступление России после 1861 года на путь капиталистического развития вызвало создание множества торговых и промышленных компаний и общественных частных банков и др. Уже в 70-е годы царское правительство не раз ставит вопрос о степени участия в этих капиталистических объединениях чиновников отдельных ведомств. Положение Комитета министров от 9 мая 1884 года «О несовместимости государственной службы с частной в торговых и промышленных обществах и кредитных установлениях» запрещало всем чиновникам 1-3-го классов участие в подобных капиталистических объединениях. Для некоторых ведомств (Собственная его императорского величества канцелярия, министерство императорского двора и другие) это запрещение распространялось на всех чиновников. В специальном приложении к этому документу было названо около 400 должностей и учреждений, которые подпадали под его ограничительные действия. Это положение нисколько не устранило официальных связей высших правительственных учреждений и чиновников с капиталистическими объединениями на почве торговых поставок, контрактов, ссуд и прочего. Оно не могло пресечь и неофициальных контактов чиновников с капиталистическими объединениями через родственников, подставных лиц и т. п. Со вступлением России в конце 19 - начале 20 веков в эпоху империализма установились более тесные официальные контакты правительственных органов с империалистическими монополиями, представители которых вошли в состав отдельных совещательных инстанций ряда министерств и их местных органов в качестве членов советов, комитетов, присутствий (по министерствам торговли и промышленности, путей сообщения, финансов, военному, морскому, главному управлению землеустройства и земледелия).

Формально к чиновничеству относились члены Петербургской АН, Академии художеств, профессора университетов, учителя гимназий и некоторые другие деятели культуры и науки, имевшие классные чины и считавшиеся государственными служащими. Но поскольку в большинстве своем они не выполняли функций управления, то по социальному положению являлись частью интеллигенции.

С 70-х годов в высших бюрократических сферах вновь поднимался вопрос об уничтожении чинов. Он был предметом обсуждения в Комиссии 1877 года под председательском И. Д. Делянова, Особого совещания 1883 года под председательством С. А. Танеева и Комиссии государственного совещания для пересмотра устава о службе гражданской, заседавшего почти 6 лет (1895-1901) под председательством Е. А. Перетца и И. И. Шамшина, На последнем совещании был составлен и принят проект нового «Устава о службе гражданской», учитывавший социально-экономические изменения в России к началу 20 века, однако в период предреволюционного подъема правящие верхи не решились отказаться от архаической, но испытанной Табели о рангах. В условиях возраставшего кризиса самодержавия к концу 19 века была вновь сделана попытка общегосударственной централизации некоторых сторон организации чиновничества. В 1894 году при Собственной его императорского величества канцелярии был учрежден Комитет о службе чинов гражданского ведомства и о наградах, а также Инспекторский отдел. В 1898 году здесь же была создана Комиссия для предварительного рассмотрения вопросов и предположений относительно форм обмундирования чинов гражданского ведомства. Отдел выполнял роль существовавшего в 40-50-х годов 19 века Департамента, а Комитет давал заключения на проекты изменений в государственном аппарате и штатах правительственных учреждений.

Революция 1905-1907 годов вынудила самодержавие отменить указом 5 октября 1906 года ограничения в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний и предоставить право представителям всех сословий (за исключением некоторых нерусских народов) служить в государственном аппарате, занимать чиновничьи должности. В силу классовых преград и образовательного ценза эти возможности для рабочих и крестьян оказались нереальными.

Неоднородность состава чиновничества в начале 20 века отражалась на политической «благонадежности» некоторой ее части. Специальными циркулярами министры разных ведомств побуждали в 1905-1907 годы местные органы активнее применять карательный закон 1850 гоа к нелояльным чиновникам. Особое определение Сената от 30 апреля 1908 года подтвердило несовместимость государственной службы с революционной и оппозиционной деятельностью чиновников.

Верхи чиновничества сохраняли и после Революции 1905-1907 годов многие элементы и черты крепостнической бюрократии. В. И. Ленин писал в конце 1911 года, что «бюрократия рекрутируется... из старого, совсем старого, не только дореволюционного (до 1905), но и дореформенного (до 1861) поместного и служилого дворянства» и что такая бюрократия «...дает чисто крепостническое, исключительно крепостническое направление и облик буржуазной деятельности» (там же, т. 21, с. 58 (т. 17, с. 348)).

В период Первой мировой войны 1914-1918 годов чиновничество России пополнилось множеством военных чиновников, и канцелярские звенья в государственном аппарате стали шире привлекать к своей работе женщин. В военно-хозяйственных органах общественного и государственного аппарата сильно вырос и окреп «третий элемент» (особенно во Всероссийских земском и городском союзах, Земгоре и военно-промышленных комитетах). В «Особых совещаниях» царские чиновники активно сотрудничали с представителями буржуазии, осуществляя начальные этапы сращивания государственного аппарата с империалистическими монополиями.

После Февральской революции 1917 года Временное правительство не внесло существенных изменений в организацию чиновничества. Отказавшись под давлением масс от самодержавной формы правления, оно делало все возможное для сохранения старого государственного аппарата и чиновничества (см. там же, т. 31, с. 286-87 (т. 24, с. 150)). Вынужденное заменить некоторых чиновников в отдельных сферах государственного аппарата (администрация, полиция, частично суд), оно сохранило большинству отстраненных чиновников государственное жалованье, заштатные пособия, значительные пенсии *. Основными законами для службы чиновничества оставались Табель о рангах и Устав о службе гражданской.

Чиновничество буржуазно-помещичьей России было упразднено первыми декретами Советской власти ** - от 10(23) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и от 16(29) декабря 1917 года «Об уравнении всех военнослужащих в правах».

Н. П. Ерошкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Примечания «ПК»

* — [Временное правительство] «…сохранило большинству отстраненных чиновников государственное жалованье, заштатные пособия, значительные пенсии…»  — Первый ряд высших чиновников Российской империи Временное правительство в первые же дни своего воцарения вызвало как бы на службу под предлогом помощи в организации новой власти, и прибывших царских чиновников тут же арестовало и заключило в Петропавловской крепости. Эта лукавая подлость возмутила даже большевиков, которые в октябре 1917 года освободили арестованных Временным правительством царских чиновников.

** —  «Чиновничество буржуазно-помещичьей России было упразднено первыми декретами Советской власти…» — Тогда непонятно, кто же организовывал саботаж советской власти и срывал постановления большевистских органов власти. Напомним, что большевики даже создали «Чрезвычайную Комиссия по борьбе к контрреволюцией и саботажем». Или все-таки большевикам не удалось «отменить» чиновничество?

Источники:

Уставы о службе гражданской, в кн.: Свод законов Российской империи, т. 3, СПБ, 1876; Блосфельдт Г. Э., Сборник законов о российском дворянстве, СПБ, 1901; Чернопятов В. И., Краткий перечень чинов и должностей Руси Киевского и Московского периодов, (М., 1914); Котошихин Г. К., О России в царствование Алексея Михайловича, 4 изд., СПБ, 1906; Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на (1765-1796, 1802-1916)..., СПБ-П., 1765-1916; Список высшим чинам государственного, губернского и епархиального управления, СПБ-П., (1834-1916); Список гражданским чинам первых четырех классов. (1842-1845, 1851-1916), СПБ-П., (1842)-1916; Список гражданским чинам первых трех классов, СПБ-П., (1855-1916); Список лицам, служащим по ведомству Министерства внутренних дел в губерниях, областях и градоначальствах. (1860-1873, 1877-1914), СПБ-П., 1860-1914; Список чинам ведомств Министерства юстиции. (1842-1870, 1875, 1877-1916), СПБ-П., 1842-1916; Список личного состава Министерства финансов. (1862-1917), СПБ - П., 1862-1917; Список членам Министерства государственных имуществ, СПБ-П., 1843-1916; Список личного состава Министерства путей сообщения. (1851 1853-1857, 1859-1880, 1882-1916), СПБ-П., 1851-1916; Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения, СПБ-П., 1868-1917; Ежегодник Министерства иностранных дел, СПБ-П., 1861-1916; Общее расписание классных должностей в империи, т. 1-4, СПБ, 1900-10; Справочники по истории дореволюционной России. Библиография, М., 1971; Amburger В., Geschichte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917, Leiden, 1966.

Литература:

Ленин В. И., Задачи русских социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Внутреннее обозрение, там же, т. 5, с. 327-35 (т. 5, с. 258-65); его же, К деревенской бедноте, там же, т. 7 (т. 6); его же, Старое и новое, там же, т. 21 (т. 17); Евреинов В. А., Гражданское чинопроизводство в России, СПБ, 1888; Карнович В. П., Русские чиновники в былое и настоящее время, СПБ, 1897; Рубакин Н., Много ли в России чиновников?, "Вестник Европы", 1910, кн. 1; Митяев К. Г., История и организация делопроизводства в СССР, М., 1959; Демидова Н. Ф., Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв., в кн.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Штранге М. М., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; его же, Самодержавие первой половины XIX века и его политические институты. (К вопросу о классовой сущности абсолютизма), "История СССР", 1975, No 1;Лейкина-Свирская В. Р., Интеллигенция в России во второй пол. XIX в., М., 1971; Корелин А. П., Дворянство в пореформенной России (1861-1904 гг.), в сб.: Исторические записи, т. 87, М., 1971; Мамсик Т. С, Некоторые вопросы формирования высшей бюрократии в России XVIII в., в кн.: Бахрушинские чтения 1971, в. 2, Новосиб., 1971; Соловьев Ю. Б., Самодержавие и дворянство в России в кон. XIX в., Л., 1973; Зайончковский П. А., Российское самодержавие в конце XIX столетия, М., 1970; его же, Высшая бюрократия накануне Крымской войны, "История СССР", 1974, No 4; его же, Губернская администрация накануне Крымской войны, "ВИ", 1975, No 9; Троицкий С. М., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии, М., 1974.