Карго-культ

КАРГО-КУЛЬТ – религиозный культ, существующий у племен и народов, находящихся на самых ранних стадиях дикости. Название культа происходит от английского слова cargo, которое означает «груз». Суть религии состоит в поклонении доставляющим грузы самолётам и кораблям, которые, по мнению сторонников этого верования, в конечном итоге присланы им духами предков. Первые описания карго-культа появляются в XIX веке, хотя, возможно, он существовал в отдаленных районах мира и ранее. Несмотря на современное нам существование культа, религиозно-психологическая причина его появления имеет древние основания. Это объясняет появление карго-культа в разных концах известного нам мира независимо друг от друга. Проявления этого культа замечены на Соломоновых островах, в Новой Каледонии, на Фиджах, Папуа-Новой Гвинее и других архипелагах и островах Тихого океана. Наиболее заметные проявления культа обнаруживаются в ходе Второй мировой войны и вскоре после неё на острове Танна, Республика Вануату. Жители Меланезии стали строить макеты самолётов из подсобного материала – соломы и навоза, для соединения соломенных конструкций. Издали эти макеты точь-в-точь как настоящие, только не летают, а тихо стоят на поверхности земли.

Но почему же у местных аборигенов возникло само желание тратить единственный строительный материал на бесполезные с практической точки зрения изделия?

А дело в том, что в ходе Второй мировой войны американская армия стала строить военные базы на островах Тихого Океана, на которые поступало несметное количество техники, одежды, провизии и оружия. Большая часть грузов доставлялась по воздуху самолетами. Вот эти загадочные для меланезийцев самолёты и парашюты с ценными грузами производили на аборигенов сильное впечатление. Грузы на парашютах напоминали послания богов — дары Неба. Блестящие на солнце жестяные банки с мясными консервами, сигареты в разноцветных коробочках, невиданное военное снаряжение и многое другое – несомненно, производило неизгладимое впечатление на неокрепшие души дикарей (в последнее слова мы не вкладываем ничего оскорбительного, оно производное от фазы развития человека в цепочке «дикость – варварство – цивилизация», выведенной еще Фридрихом Энгельсом в известной книге).

Самым существенным из наблюдаемого жителями островов был тот факт, что ценные грузы падали с неба на их землю, а присваивались пришлыми людьми, американцами. Такое положение нуждалось в исправлении. Оттого из подручных материалов, аборигены принялись строить диспетчерские вышки и маяки, натягивая между ними провода-лианы. Они вырубали лес и расчищали от кустарника свои ложные взлётно-посадочные полосы. Весь комплекс перечисленных действий предпринимался с одной единственной целью — приманить к себе самолёты с сокровищами. И расчет туземцев оправдался. Им стали оказывать гуманитарную помощь, также сбрасывая ее с самолётов на парашютах. Ответные действия, вызванные гуманитарными соображениями, усилили веру в действенность предпринятых мер по строительству соломенных самолетов.

Однако большинство культов карго в послевоенный период исчезло. Лишь на отдельных островах эта религия до сих пор существует. Остров Танна — один из 80 островов архипелага Новые Гебриды стал самым показательным примером карго-культа. У верования имеются и свои «пророки». Здесь, возле действующего вулкана, местные жители поклоняются своему мессии и спасителю — Джону Фруму. Это движение отмечается в различных частях острова и стало одной из наиболее интересных составляющих многогранной культуры Вануату.

Следует отметить, что в начале настоящей статьи мы допустили небольшую неточность. Возможно, что описание культа породило впечатление, что он встречается только у народов, находящихся на стадии дикости как начальной ступени развития человеческой культуры. Нет, не только. Народы, резко деградировавшие в своем развитии также порой поклоняются своего рода карго-культу. Например, украинская народность, проживающая на территории, на которой местами определенного развития достигали постиндустриальные проекты, такие как космический проект, сегодня на полном ходу опускается в доиндустриальную эпоху. Резкость «перепада высот» приводит к тому, что происходит разрыв между «изделием» и выполняемой им функцией. Так, самолёт «Мрия» (АН-225), был демонстрирован на праздновании 30-летия независимости республики как некое неимоверное достижение. Однако это изделие было создано с одной единственной целью – поднять на 20 – 30 километров вверх летательный аппарат «Буран», заменив собой первые ступени ракеты. Полет «Бурана» состоялся. Проект закрыт за ненадобностью (планируемое к размещению на аппарате оружие сочтено непригодным к применению). Использовать «Мрию» как грузовой или пассажирский самолёт абсолютно нерентабельно. Он был и остается платформой для запуска «Бурана». Все его параметры (сколько жрёт керосина, какой источает шум) делают его негодным для иного применения. И та гордость этим самолётом, который излучают руководители Малороссийской республики, вполне сродни гордости граждан Вануату своим изделием из соломы и навоза. Вполне себе карго-культ.

Понятие: