Мантра

МАНТРА (от корня «ман» — мнить, полагать + орудийный суффикс — тра, т. е. «орудие осуществления психического акта») — сугубо необыденный текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. В ведической культуре и раннем брахманизме мантрами назывались поэтические части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным. Так, важнейшая из ведических мантр, так называемые гаятри, ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра состоит из трех восьмисложных стихотворных строк. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры, в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантрам как последовательности звуков, не имеющих смысла вне ее. Существует два главных класса мантр. Первый класс включает в себя мантры, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантр и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантр бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи.

В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра — Ом. Главная шиваитская мантра — «Ом намах щивая», вишнуитская — «Ом намо нараяная». Перестановка слогов мантры дает много других мантр на разные случаи жизни (скажем, от зубной боли, от змей и пр.). Особый класс мантр в тантрической практике составляют так называемые «семенные» («биджа»), т. е. слоги, воображаемые практиком в особых местах тела и разворачивающиеся в божества. Мантра есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения мантрами являются и некоторые христианские молитвы, например, католическая «Аве Мария» или «Отче наш». Если мантра содержит в себе обращение к некоему божественному персонажу, то предельная ее цель — причащение к нему или слияние с ним.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 262-263.

Понятие: