Тюркология

ТЮРКОЛОГИЯ - комплекс наук, изучающих языки, историю, литературу, культуру народов, говорящих на тюркских языках. Термин «тюркология» восходит к слову «тюрк», которое начиная со 2-й четверти 19 века применялось в научной литературе для обозначения представителей тюркоязычных народов; одновременно с «тюрк» использовалось и слово «турок», употреблявшееся как в этом же значении, так и в отношении подданных Турецкой (Османской) империи. Совокупность языков, на которых говорят тюрки-турки, ранее обозначалась термином «тюрко-татарские» или «турецко-татарские» языки.

Тюркология развивалась преимущественно как филология, дисциплина. Важными источниками для тюркологии явились тюркские орхоно-енисейские надписи (7-10 века), памятники древне-уйгурской письменности, географические и исторические сочинения средневековых арабо-язычных и персоязычных авторов, в которых содержатся и важные сведения о тюркоязычных племенах. Особое значение имеет древнейший свод лингвистических, исторических, этнографических, фольклорных сведений о тюркских племенах, собранный и систематизированный ученым-тюрком Махмудом Кашгарским в 11 веке, - «Диван лугат ат-тюрк» («Свод тюркской лексики»), за которым последовали труды по тюркской филологии и истории тюркских народов (написанные на арабском и персидском языках).

Тюркская письменность и литература получили свое развитие в двух основных центрах: на западе - в государстве Сельджукидов, в Турции и Азербайджане, и на востоке - в Кашгаре, Хорезме, Бухаре, Самарканде. К западным памятникам тюркской письменности относятся многочисленные сочинения 13-17 веков на старотурецком (староосманском) и староазербайджанском языках; к восточным памятникам 14-16 веков - большое количество дошедших до нас литературных произведений на классическом среднеазиатском тюркском литературном язцке, написанных в уделах сыновей Чингисхана. Язык этих сочинений часто называют чагатайским (по Чагатаеву улусу, в пределах которого они в основном и были написаны). Этот среднеазиатский тюркский литературный язык послужил основой для староузбекского языка, родоначальником литературы на котором был Навои.

В Европе впервые узнали тюрок во время нашествия гуннов (конец 4 века). Еще больший интерес к тюркам (туркам) возник в Европе в 11-13 веках, в период борьбы Византии и крестоносцев против Сельджуков. Этот интерес возрос после завоевания турками Константинополя (1453) и нависшей угрозы вторжения их в Европу. Через византийских и греческих историков (Г. Пахимер, Иоанн VI Кантакузин, Никифор Григора, Дука, Г. Сфрандзи, Лаоник Халкокондил, Михаил Критовул) в Европу доходили сведения и о Сельджукском государстве в Малой Азии (см. Конийский султанат) и о ранней истории Турецкого государства. В 15-16 веках появились описания Турции возвратившихся из турецкого плена европейцев: баварца Ханса Шильтбергера, француза Бусику, студента из Мюльбаха («семиградца»), славянина В. Георгиевича и других, а также многочисленных путешественников и послов: саксонца Адама Олеария, фламандца В. Рубрука, венецианца Марко Поло, австрийцев О. Бусбека и С. Герлаха, чеха Братислава, итальянца Пьетро делла Балле, поляка Старовольского и других.

Многочисленные сведения по истории сельджуков и особенно османов в 16-17 веках содержатся в «Хронографии» армянского историка Григора Даранагеци. Первое дошедшее до нас в рукописи пособие для изучения турецкого языка было составлено в 1533 году секретарем флорентийской миссии в Константинополе Филиппом Ардженти. Первая грамматика турецкого языка была составлена итальянским монахом Пьетро Феррагути (рукопись, 1611). Первую научную грамматику турецкого языка издал в Лейпциге в 1612 году Иеронимус Мегизер.

В 17 и 18 веках изучение Османской империи в западном востоковедении являлось главным направлением тюркологии и преследовало преимущественно практические цели - выяснение основ политического и военного могущества Османской империи (Л. Ф. Марсильи, M. д'Оссон, M. Белен - Франция). Начало научному исследованию истории Османской империи было положено Й. Гаммером-Пургшталем. Изучение средневековой Османской империи оставалось в центре внимания тюркологии до середины 20 века (английский ученый X. Гиббон, немецкие - Ф. Гизе, Ф. Керелиц, П. Виттек), ей были посвящены и специальные периодические издания: "Türkische Bibliothek" (В., 1905-27) и "Mitteilungen zur Osmani-schen Geschichte" (W.-Hannover, 1921-26), издававшиеся при участии Ф. Тешнера, Т. Нёльдеке, P. Бабингера. В конце 19 века в Будапеште и Гельсингфорсе (Хельсинки) начали работать ученые, проявившие интерес к изучению тюркских языков народов Российской империи (чувашский, татарский, башкирский и некоторые другие). В конце 19 - начале 20 века турецкие штудии получили значительное развитие в Германии.

В Турции источниками для тюркологии были довольно многочисленные хроники (Ибн Биби, Аксарайи, Ашикпаша-заде, Нешри, Лютфи-паша, Селяники, Солак-заде, Эвлия Челеби, Кятиб Челеби, Наима, Печеви, Васыф, Джевдет, Лютфи, Вефик-паша и др.). Научные исследования в Турции (изучение средних веков, издание источников) появились лишь в начале 20 века в Стамбульском университете и в основанном в 1910 году «Обществе османской истории», где наряду с турецкой историей (А. Рефик (Алтынай), М. Ф. Кёпрюлю) предметом изучения стали и проблемы широкой тюркологии - история и литература тюркских народов (А. Асым, Кёпрюлю и др.). Первая грамматика турецкого языка, написанная турком Бергамалы Кадри, датируется 1-й половиной 16 века, хотя преподавание турецкого языка в турецких школах было введено лишь в 1839 году.

Центрами тюркологии в современной Турции являются Турецкое историческое общество, основанное в 1931 году, Турецкое лингвистическое общество, основанное в 1932 году (О. А. Аксой, А. С. Левенд, X. Эрен, З. Коркмаз, В. Хатибоглу, А. Дильачар), а также литературный факультет Стамбульского университета, Институты тюркологии и исламских исследований при этом университете, факультет языка, истории и географии Анкарского университета и Тюркологический институт при нем, Эрзурумский университет. Основное направление - изучение проблем турецкого средневековья, издание и публикация источников (И. Узунчаршылы, О. Л. Баркан, Т. Гёкбильгин, М. Акдаг, X. Иналджик и др.); новой и новейшей историей Турции занимаются Ю. X. Баюр, Э. З. Карал, А. Н. Курат и др.

Зарождение тюркологии в России относится ко 2-й половине 18 века (И. Хальфин, И. Гиганов). До этого времени описания тюрок и турок зафиксированы в русских летописях (например, в «Повести временных лет») и отдельных сочинениях («Повесть о Царьграде» Нестора-Искандера; поданные Ивану Грозному трактаты о турках Ивана Пересветова; «Скифская история» Андрея Лызлова; двухтомная история Турции молдавского ученого Дм. Кантемира и др.). Тюркология в России в 1-й половине и в середине 19 века развивалась как комплексная дисциплина, изучавшая тюркские языки, литературные и исторические памятники, отчасти нумизматику, этнографию и фольклор тюрок (X. Д. Френ, О. И. Сенковский, Казем-бек, А. О. Мухлинский, О. Н. Бётлингк). В конце 1-й половины 19 века, особенно после создания кафедры истории Востока на факультете восточных языков Петербургского университета (1863), в тюркологии самостоятельное развитие получает история тюркских народов (В. В. Григорьев, П. С. Савельев, Н. Я. Бичурин, В. Г. Тизенгаузен, В. В. Вельяминов-Зернов, Н. В. Ханыков, И. Н. Березин, В. Д. Смирнов, Н. И. Веселовский). В 60-х годах 19 века трудами В. В. Радлова было положено начало так называемому радловскому периоду в истории русской тюркологии (сравнительное изучение тюркских язяков, составление общетюркского словаря и изучение древнетюркских памятников письменности). С именем В. В. Бартольда связан качественно новый этап изучения (с конца 19 века) истории народов Средней Азии; им были поставлены важные проблемы социальной и экономической истории, введены в научный обиход многие научные исторические источники на языках народов Ближнего Востока. В 19 - начале 20 веков в развитии тюркологии начинают участвовать отдельные ученые - представители тюркоязычных народов (Ч. Ч. Валиханов, А. К. Насыри, Ф. А. Ахундов, М. А. Казем-бек, И. Алтынсарин, Н. Ф. Катанов).

Советская тюркология, отличаясь от дооктябрьской тюркологии новой методологической основой, новыми задачами, в то же время сохраняет лучшие традиции русского востоковедения. Большую роль в продолжении этих традиций сыграло активное участие в создании новой тюркологии таких ученых, как Бартольд, Смирнов, В. А. Богородицкий, А. Н. Самойлович, С. Е. Малов, Н. И. Ашмарин, А. Е. Крымский, П. А. Фалев, В. А. Гордлевский, Н. К. Дмитриев, которые, начав свою деятельность в дореволюционной России, продолжали ее в советское время. Характерной особенностью советской тюркологии является создание многочисленных научных центров в республиках тюркоязычных народов СССР, где работают национальные кадры ученых.

В течение 20-х годов советскими тюркологами были разработаны научные основы новых алфавитов для всех тюркоязычных народов СССР (замена арабского алфавита латиницей, а затем кириллицей; создание алфавитов для ранее бесписьменных языков). Одновременно велась работа по изучению фонетики, грамматики, лексики мало или вовсе не изученных тюркских языков, по разработке и упорядочению научно-технической и общественно-политической терминологии, по созданию учебных пособий для тюркоязычных школ. Начиная с 40-х годов лингвисты-тюркологи, наряду с изучением современных тюркских языков и их диалектов, уделяют все возрастающее внимание исторической и сравнительно-исторической фонетике и грамматике тюркских языков, лексикологии, лексикографии, диалектографии, диалектологии, изучению памятников тюркской письменности (Малов, Дмитриев, Б. Чобан-заде, А. П. Поцелуевский, X. Жубанов, С. Аманжолов, Н. Сауранбаев, А. Н. Кононов, А. К. Боровков, И. А. Батманов, К. К. Юдахин, В. Г. Егоров, С. С. Джикия, Е. И. Убрятова, Э. В. Севортян, Н. А. Баскаков, М. Ш. Ширалиев, А. М. Демирчизаде, Дж. Г. Киекбаев, С. К. Кенесбаев, А. Г. Гулямов, П. А. Азимов, Б. М. Юнусалиев, Л. Н. Харитонов, В. В. Решетов, Л. Т. Махмутова, А. П. Дульзон, А. М. Щербак, Э. Р. Тенишев, Ф. А. Абдулаев, Г. А. Абдурахманов, С. Н. Иванов и мн. др.). Крупным успехом советской тюркологии в области исторической лексикографии явилось издание в 1969 году «Древнетюркского словаря». Выдающихся успехов добилась советская тюркология в области литературоведения; об этом свидетельствуют труды Смирнова, Самойловича, Ф. Е. Корша, Е. Э. Бертельса, Гордлевского, В. М. Жирмунского, М. Ауэзова, М. Рафили, Г. Араслы, М. Гайнуллина, Л. Алькаевой и др. История, этнография, археология тюркоязычных народов СССР получили широкое развитие в трудах В. В. Бартольда, А. Ю. Якубовского, П. П. Иванова, С. И. Руденко, А. Н. Бернштама, Н. П. Дыренковой, А. А. Попова, С. В. Киселева, В. А. Шишкина, М. Е. Массона, С. П. Толстова, Л. П. Потапова, А. П. Окладникова, С. М. Абрамзона, Я. Г. Гулямова, А. X. Маргулана, Т. А. Жданко, С. И. Вайнштейна, Л. Н. Гумилева, А. Д. Грача, Л. Р. Кызласова и многие другие. Об успехах советской тюркологии свидетельствуют также изданные в СССР многотомные истории всех тюркоязычных народов и монографические исследования социально-экономических проблем периода средневековья, нового и новейшего времени: аграрная история, социальная структура общества, классы и классовая борьба, опыт социалистического строительства и т. д. (труды М. Абдураимова, А. Али-заде, Р. Мукминовой, С. Г. Кляшторного, О. Д. Чехович и др. См. литературу при статьях Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР и др.).

В трудах советских ученых по истории Турции разрабатываются коренные проблемы ее социально-экономической истории от средневековья до новейшего времени - крестьянские восстания, периоды реформ и буржуазной революции, история национально-освободительного движения, современное развитие страны (труды В. А. Гордлевского, В. Гурко-Кряжина, М. Павловича, А. А. Алимова, Б. М. Данцига, А. Ф. Миллера, A. Д. Новичева, А. С. Тверитиновой, А. М. Шамсутдинова, Ю. А. Петросяна, А. Д. Желтякова, П. П. Моисеева и мн. др.).

Тюркология в СССР разрабатывается в соответствующих институтах и отделах АН Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Узбекистана, в Казанском, Уфимском и Дагестанском филиалах АН СССР, в специальных научно-исследовательских институтах Каракалпакии, Тувы, Чувашии, Горно-Алтайской, Хакасской областей, в институтах Востоковедения, Языкознания, Мировой литературы им. Горького, Этнографии, Археологии АН СССР, в Институте истории, филологии, философии Сибирского отделения АН СССР и в Якутском филиале этого отделения, а также в институтах АН Армении и Грузии. Подготовка специалистов по тюркологии осуществляется во всех университетах республик Советского Востока, в университетах Алма-Аты, Ашхабада, Баку, Казани, Нальчика, Самарканда, Ташкента, Уфы, Фрунзе, Якутска и других, а также в Московском, Ленинградском, Тбилисском университетах и некоторых других учебных заведениях.

В зарубежных социалистических странах тюркология традиционно развивается в областях историко-филологических, реже - узколингвистических штудий. В странах, территории которых полностью или частично находились в свое время под властью турок (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия), интенсивно изучаются турецкие письменные источники по истории этих стран, а также османские документы и тюркские диалекты, представленные в этих странах (ВНР - Л. Фекете, Д. Немет, Г. Хазаи (работает в ГДР), Ж. Какук, Д. Кальди-Надь; в НРБ - Г. Гылыбов, Б. Недков, Н. Тодоров, Б. Цветкова, B. Мутафчиева; СРР - М. Губоглу, Вл. Дримба; в СФРЮ - Г. Елезович, X. Хаджибегич, X. Шабанович, Б. Джурджев, Н. Филипович). Венгерские ученые изучают исторические связи венгерского народа и его языка с тюркскими народами и их языками (Л. Лигети, Д. Немет, Г. Хазаи, А. Рона-Таш, Г. Кара, Ж. Какук). В разработку проблем тюркологии в Чехословакии внесли вклад Я. Рыпка, Й. Блашкович, Й. Кабрда, З. Весела, В. Копчан. Польская тюркология уделяет много внимания караимскому языку, половецко-армянским документам, памятникам тюркской литературы и ее связям с персидской и арабской литературами, истории Турции, польско-турецким культурным связям (А. Зайончковский, Я. Рейхман, Э. Трыярский, В. Зайончковский, А. Дубинский).

Тюркология в Австрии, Англии, Дании, Италии, Финляндии, Франции, ФРГ, Швейцарии имеет единичных представителей, занимающихся преимущественно турецким языком, историей и литературой Турции. В ФРГ (А. фон Габен, Б. Шпулер, Б. Флемминг, Г. Дёрфер), в Финляндии (М. Рясянен, П. Аалто), во Франции (Л. Базен, Р. Мантран, К. Казн, Дж. Гамильтон, И. Меликова), в Италии (А. Бомбачи) занимаются также и общими проблемами тюркологии. В США тюркология зародилась в конце 30-х годов 20 века, стала быстро развиваться в 50-60-х годах за счет привлечения тюркологов из Европы; с их помощью поставлено преподавание тюркских языков в Колумбийском университете (К. Г. Менгес, Халаши Кун), Гарвардском университете и находящемся при нем Центре средневосточных исследований и Русском исследовательском центре, университете в Лос-Анджелесе (А. Титце), университете в Индиане (Д. Синор) и в других. Университет в Индиане с 1960 года издает "Uralic and Altaic Series", в которой печатаются учебные пособия по уральским и алтайским языкам, в том числе и по тюркским. Историей Турции в США занимаются Стэнфорд Шоу, Р. X. Дэвисон, Р. Деверэ, Ш. Мардин, Г. А. Р. Гибб; в Канаде - Ниязи Беркес. Тюркология в Японии, имевшая давние традиции, восстановлена после 2-й мировой войны (Широ Хаттори, Macao Мори, Нобуо Ямада). Японские востоковеды объединяются в Институте восточной культуры (Toho Gokkai), основанном в 1947 году, с отделениями в Токио и Киото.

Международные научные организации, в которых принимают участие тюркологи: «Постоянная международная алтаистическая конференция», основанная в 1958 году, и «Урало-алтайское общество», ФРГ, основанное в 1952 году. См. также ст. Востоковедение.

Литература:

Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Кримський А. Е., Тюрки, Ix мови та лiтератури, ч. 1, К., 1930 (обширная библ. по Т.); Лунин Б. В., Ср. Азия в дореволюц. и сов. востоковедении, Таш., 1965; Баскаков Н. A., Введение в изучение тюркских языков, М., 1969; История ист. науки в СССР. Дооктябрьский период, М., 1965; Ливотова О. Э., Португаль В. Б., Востоковедение в изданиях АН. 1726-1917, М., 1966; Востоковедные фонды крупнейших б-к Сов. Союза. Статьи и сообщения, М., 1963; Кузнецова Н. A., Кулагина Л. М., Из истории сов. востоковедения. 1917-1967, М., 1970; Азиатский музей - Ленинградское отделение Ин-та востоковедения АН СССР, М., 1972; Кляшторный С. Г., Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Ср. Азии, М., 1964; Языки народов СССР, т. 2, М., 1966; Кононов А. Н., Тюркская филология в СССР. 1917-1967, М., 1968 (имеется библиография); его же, История изучения тюркских яз. в России. Дооктябрьский период, М., 1972; Данциг Б. М., Рус. путешественники на Бл. Востоке, М., 1965; его же, Изучение Ближнего Востока в России (XIX - начало XX вв.), М., 1968; его же, Бл. Восток в рус. науке и лит-ре, М., 1973; Dugat G., Histoire des orientalistes de i'Europe du XII-e au XIX-e siècle, t. 1-2, P., 1869-70; Benzing J., Einführung in das Studium der altaischen Philologie und der Türkologie, Wiesbaden, 1953; Philologiae turcicae fundamenta, n. 1-2, Wiesbaden, 1959-64; Handbuch der Orientalistik, 1. Abt., Bd5, Altaistik, 1. Abschnitt. - Türkologie, Leiden - Köln, 1963; Sovietico - Turcica, Bdpst, 1960; Sinor D., Introduction а l'étude de la l'Eurasie centrale, Wiesbaden, 1963; Pearson J. D., Oriental and Asian bibliography, L., 1966; Göllner C., Turcica. Die europäischen Türkendrucke des XVI. Jahrhunderts, (Bd) 1 - 1501 - 1550, Buc.-В., 1961; Menges K. H., The Turkic languages and peoples, Wiesbaden, 1968.

A. H. Кононов. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Понятие: