Африканистика

АФРИКАНИСТИКА - совокупность научных дисциплин, изучающих современные проблемы Африки, историю, этнографию и языки населяющих ее народов. Большинство африканских народов не успело в доколониальный период создать свою письменность; исключение составляют лишь египтяне, эфиопы, мероиты, копты, нубийцы и некоторые другие. Европейские колонизаторы закрыли африканцам пути к образованию и науке. Поэтому история африканистики - это прежде всего история изучения Африки европейскими и американскими учеными.

Первые сведения об Африке в европейской литературе относятся еще к древности. Древние греки и римляне оставили обстоятельные описания стран Северной Африки, которые были известны им гораздо лучше, чем, например, Галлия или Британские острова. В средние века накоплению знаний об Африке немало содействовали труды арабских, византийских, персидских, индийских, китайских и других географов и путешественников. Изучение европейцами основной части Африки, расположенной к Югу от Сахары, началось в конце средневековья (в эпоху великих географических открытий), но приняло широкий размах значительно позднее - в период колониального господства империалистических держав (об изучении арабских стран Северной Африки см. в статье Арабистика).

Основная линия развития буржуазной африканистики предопределялась задачами колониальной эксплуатации народов Африки. Колонизаторы стремились к тому, чтобы африканцы забыли свою историю и поэтому никакого внимания не уделялось изучению истории Африки до начала колонизации; африканские народы были объявлены народами неисторическими. История Африки в новое и новейшее время изучалась как история политики империалистических держав в Африке, а факты сопротивления народов империалистическому разделу континента и произволу колонизаторов замалчивались или искажались до неузнаваемости. Этнографы концентрировали свое внимание на изучении пережиточных институтов первобытнообщинного строя, которые колониальные власти пытались законсервировать в интересах укрепления колониального режима. Большой вред этнографическому изучению Африки был нанесен функциональной школой Б. Малиновского, поставившей этнографические исследования в непосредственную связь с задачами так называемого косвенного управления. Лингвисты во многих случаях скрупулезно изучали племенные диалекты, выдавали их за самостоятельные языки, разрабатывали многочисленные сложные лингвистические классификации, оставляя в стороне исследование процессов развития языков в связи с этнической историей народов. На работах значительной части буржуазных африканистов, вплоть до последнего времени, лежит печать расистской идеологии, отношения к африканским народам, как к народам «низшей» расы.

Известный поворот в развитии буржуазной африканистики начался после 2-й мировой войны, когда в результате мощного подъема национально-освободительного движения народов начался распад колониальной системы империализма. Развернулись в довольно широких масштабах археологические раскопки, исследования по древней и средневековой истории, изучение процесса разложения племен и образования буржуазного общества. Несмотря на реакционную направленность буржуазной африканистики в целом, среди западноевропейских исследователей можно назвать немало крупных ученых - немецких (Г. Швейнфурт, Л. Фробениус, К. Мейнхоф, Б. Анкерман, Д. Вестерман, Г. Бауман и др.), французских (М. Делафос, Г. Лабуре, Э. Готье, М. Коэн, Ж. П. Лебеф, А. Лоте и др.), английских (Р. Ратрей, С. Мик, Г. Джонстон, Д. Форд, М. Фортес, М. Глукман и др.), труды которых явились ценным вкладом в африканистику. В наши дни исследования по Африке ведутся широким фронтом во многих университетах и научно-исследовательских учреждениях Англии, Франции, Бельгии, ФРГ и некоторых других стран Западной Европы. Созданы национальные и международные центры африканистики: Международный африканский институт в Лондоне, Общество африканистов в Париже и другие. Публикуются многочисленные периодические издания.

Экспансия амер. империализма в Африке после 2-й мировой войны стимулировала развитие африканистики в США. Исследования по Африке ведутся во многих американских университетах и других научных центрах. Ряд американских ученых - М. Герсковиц, Дж. Гринберг, В. Баском, В. Вельмерс и другие - опубликовали ценные труды по африканистике.

В самой Африке научные исследования в области африканистики до 2-й мировой войны концентрировались главным образом в Египте и Южно-Африканском Союзе (ЮАС). Но египетские ученые ограничивали круг своих интересов почти исключительно долиной Нила. В ЮАС исследованиями Африки занимались только ученые европейского происхождения; их работам присущи те же особенности, которые характеризуют западноевропейскую буржуазную африканистику. В то же время многие из них, как Д. Блик, И. Шапера, К. Док, Н. ван Вармело и другие, сделали очень много для изучения языков и этнографии южных банту. После 2-й мировой войны были созданы университеты и появились научно-исследовательские центры в ряде других африканских стран. Научная работа в них ведется преимущественно западноевропейскими и американскими учеными, но уже появилась, хотя и немногочисленная, группа ученых-африканцев (К. Бусин и И. Данква - в Гане, Шейх Анта Диоп - в Сенегале, Текле-Тсадык Макурия - в Эфиопии, А. Муквайя и Э. Мулира - в Уганде, Дике Онвука - в Нигерии и др.).

За последние годы, под влиянием исторических событий, происходящих на африканском континенте, заметно усилилась прогрессивная струя в буржуазной африканистике (английский ученый Базиль Давидсон, последние работы М. Глукмана и его учеников, и др.). Наряду с этим все чаще стали появляться марксистские исследования (Палм Датт, Джек Уоддис, Идрис Кокс - в Англии, Сюре-Каналь - в Гвинее, Буато - во Франции, и др.). Расширяются науч. исследования по Африке в социалистических странах (СССР, ГДР, Чехословакия, Польша).

Африканистика в СССР имеет значительные научные традиции. Сведения об Африке, принадлежащие перу русских путешественников, относятся еще к 30-м годам 17 века. В 1786 году вышла книга русского путешественника по Африке М. Г. Коковцова «Описание Архипелага и Варварийского берега...» Африканские языки были включены в изданный Академией наук в 1790-1791 годы в Петербурге «Сравнительный словарь всех языков и наречий...». Русские путешественники 19 века (Е. П. Ковалевский, В. В. Юнкер, А. К. Булатович и др.) внесли крупный вклад в изучение географии и этнографии Африки. Много сделали для изучения истории и культуры африканских народов такие выдающиеся востоковеды, как Б. А. Тураев, В. С. Голенищев, В. В. Болотов. Книги западноевропейских ученых и путешественников по Африке переводились и издавались на русский язык обычно вскоре после выхода в свет оригинала. В периодических изданиях публиковалось большое количество статей по Африке.

После Октябрьской революции в России интерес ученых СССР к Африке значительно возрос. В составе Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем был создан кабинет Африки, сотрудники которого опубликовали ряд интересных исследований. Институт языка и мышления АН СССР, руководимый Н. Я. Марром, приступил к изучению африканских языков. С 1930 года в Ленинградском восточном институте, а с 1934 года в Ленинградском университете (по кафедре семито-хамитского языкознания) началось преподавание африканских языков. Крупный вклад в африканистику внесли исследования И. Ю. Крачковского, Н. В. Юшманова, В. В. Струве и др. В 1946 году в Институте этнографии АН СССР был создан сектор Африки под руководством Д. А. Ольдерогге. В Ленинградском университете в 1945 году учреждена кафедра африканских языков. Началась планомерная научная работа и подготовка научных кадров африканистов. Несколько позднее африканистикой стали заниматься Институт востоковедения и Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. Резко увеличилось количество публикаций по различным вопросам африканистики. В 1954 году Сектор Африки Института этнографии АН СССР опубликовал в серии «Народы мира» (под общей редакцией С. П. Толстого) большую коллективную монографию «Народы Африки», в которой обобщены накопленные советскими африканистами знания и опыт исследований африканских проблем.

Советская африканистика, являющаяся органической частью советской науки, принципиально отличается от западноевропейской и американской буржуазной африканистики как по своей методологии, так и по задачам научного исследований. Советские африканисты исходят из высоких гуманных целей борьбы против колониального порабощения народов Африки и содействия возрождению африканской культуры. Будучи комплексом научных дисциплин, советская африканистика включает в себя исследование истории народов Африки начиная с древнейших времен и до наших дней, историю героической борьбы африканских народов за восстановление своего национального суверенитета, историю строительства новой жизни в странах, освободившихся от колониализма, исследования в области экономики, этнографии и языков африканских народов. По мере возрастания роли Африки в мировой экономике и мировой политике повышаются требования, предъявляемые к советской африканистике. С целью усиления научно-исследовательских работ в этой области в 1959 году создан Институт Африки АН СССР.

И. И. Потехин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.