Спекулятивное

СПЕКУЛЯТИВНОЕ (позднелатинское speculative, от латинского speculor — наблюдаю, созерцаю), тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено на осмысление оснований науки и культуры. Спекулятивное знание представляет собой исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила формой утверждения суверенности философского знания и его несводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию. Представление о философии как спекулятивном знании сложилось уже в античности (причём здесь спекулятивное отождествлялось с теорией высшего ранга) и было воспринято в средневековой схоластической философии, где спекулятивное отождествлялось с умозрением, интеллектуальной интуицией, созерцанием сверхчувственных и сверх-эмпирических сущностей. В философии нового времени спекулятивное знание трактовалось как духовная деятельность, связующая воедино в мыслительную систему всё содержание опыта. Эта трактовка спекулятивного проходит через всю философию 16—18 веков, начиная с Ф. Бэкона, который видел предмет философии в глубоком и подлинном изучении трансценденций (см. Ф. Бэкон, Соч., М., 1977, с. 203), и кончая Кантом, для которого познание всеобщего в абстрактной форме — это спекулятивное познание, а философия — спекулятивное познание разумом. Вместе с тем в этот же период началась и критика спекулятивного знания, получившая наиболее отчётливое выражение в критике Кантом спекулятивного применения чистого разума, самомнения спекулятивного разума, воспаряющего за пределы опыта. Новый вариант трактовки философии как спекулятивное знания был построен Гегелем, который усматривал в диалектике высшую форму теоретического умозрения истины, постижения внутренних противоречий, причём логической формой организации спекулятивного знания оказывается система понятий — гегелевское «понятие» в его конкретно-развитом богатстве мыслительных характеристик.

В послегегелевской философии развёртывается критика спекулятивного знания в различных планах — связи спекулятивной философии и теологии (Фейербах), мнимой системности спекулятивного знания (Кьеркегор), разрыва спекулятивной философии и опытно-экспериментальной науки (Конт и другие). В буржуазной философии спекулятивное знание либо радикально отвергается как полностью лишённое смысла (позитивизм), либо в противовес ему выдвигается идеал экзистенциально-личностного знания (экзистенциализм / персонализм).

Критика спекулятивной философии в марксизме основывается на выявлении истоков спекулятивного мышления: отрыв философского знания от реальных общественных отношений и развития науки, трактовка человека как абстрактного субъекта, гипертрофирование теоретические отношения мысли к действительности и др. Марксистский анализ выявляет основные особенности спекулятивной философии, в которой мышление предстаёт как отстранённое, незаинтересованное размышление о бытии, между мышлением и бытием создаётся дистанция, а познающий субъект истолковывается как некий наблюдатель, вырванный из социально-исторического контекста. Диалектический материализм, отмечая рациональный момент в спекулятивной философии — её стремление к осознанию особенностей философского мышления, раскрывает неразрывную связь философско-теоретической мысли с общественно-исторической практикой, утверждает важнейшее познавательное значение логического мышления, научной абстракции, отражающей всеобщие закономерности объективной реальности.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.