Интуитивизм (Кузнецов, 2007)
ИНТУИТИВИЗМ (от лат. intueor- пристально глядеть) — термин, обозначающий способ познания мира без помощи разума (логики понятий) и без опытных данных. Другими словами, это — постижение истины без ее обоснования с помощью каких-либо традиционных для познания — эмпирических или рациональных — доказательств. Именно поэтому считается, что И. представляет собой или нижние ступени мышления — под- или предсознание (в терминах фрейдизма — бессознательное), или, наоборот, его верхние ступени, тогда И. является сверхсознанием. Интуитивный подход к познанию явлений действительности раскрывается при решении разнообразных проблемных ситуаций и особенно в актах творчества. Именно в процессе создания нового творец неизбежно выходит за пределы стереотипов мышления и за границы традиционных норм культуры, формируя с помощью И. принципиально новое знание, нередко выступающее для других то как дар богов, то как озарение, то как счастливая случайность. Философский анализ интуиции имеет многовековую историю, начиная с Платона и Аристотеля. В XX в. создается и плодотворно развивается интуитивистское направление философии, связанное с именами А. Бергсона, 3. Фрейда и их последователей. А. Бергсон, один из наиболее авторитетных представителей философии жизни, резко критикует рационализм за принципиальную неспособность логических, окостеневших от времени систем к постижению существа жизни и разрабатывает концепцию бытия человека как реализации его творческой интуиции и многообразных собственных переживаний. Созданная 3. Фрейдом философия психоанализа обращает внимание на динамическую структуру психики и на большую роль бессознательного в психике человека. С точки зрения фрейдизма естественные, витальные потребности человека (id, а в нем в первую очередь либидо) подчинены верхним уровням психики — ego и superego, которые в свою очередь полностью зависимы от норм табуированной (запретительной) европейской культуры. С точки зрения психоанализа невозможность реализации человеком своих инстинктивных витальных потребностей приводит практически каждого индивида к невротизму, разладу с самим собой и обществом, в котором он живет. В области этики принцип И. в середине XX в. стали рассматривать как специфическое основание норм морали, не связанное ни с логикой или аргументацией, ни с данными эмпирического опыта. Коренные основы морали — представления людей о добре и зле, о благе и долге, с этой точки зрения, самоочевидны и не нуждаются в каком-либо обосновании, а ряд сторонников И. в области этики (в частности, один из основателей советской генетики В.П. Эфроимсон (Генетика этики и эстетики. СПб., 1995), лауреат Нобелевской премии К. Лоренц и др.) вообще считают, что основные, жизненно важные для сохранения рода человеческого принципы этики и эстетики имеют генетические основы. Эта точка зрения на интуитивные основания морального поведения людей и их эстетические предпочтения, опирающаяся на авторитет известных естествоиспытателей, имеет немало сторонников, особенно среди тех, кто профессионально занимается воспитанием подрастающего поколения. Несколько другие аргументы в пользу принципа И. ка! основы морального сознания приводят пред ставители английской философии XX е Джордж Эдуард Мур и его последователи считающие, что основные понятия мораль ного сознания представляют собой настолько простые идеи, что не нуждаются в особом дискурсивном определении или обосновании. В этой связи задача этики заключается не в том, чтобы исследовать реальное поведение людей и его соответствие или несоот-ветствие существующим понятиям морали, а в том, чтобы анализировать сами моральные понятия, их происхождение. Так возникает достаточно обоснованная концепция современного аксиологического знания, предметом которого становятся не столько философские вопросы происхождения и существа моральных ценностей и их обоснования (что такое добро и зло, какова их природа и пр.), сколько семантический анализ отдельных моральных терминов. С точки зрения Мура, единицей значения в морали является не само моральное суждение и тем более не эмотивный элемент, а слово, понятие, которое может быть подвергнуто формально-логическому анализу. Результаты анализа, предпринятого Муром, показали, что практически все моральные суждения прошлых эпох имеют в своей основе общий порок в виде логического круга доказательства, когда, скажем, понятие добра определяется через другие понятия, в основе которых опять-таки лежит как исходное определение добра. На основе своих изысканий Мур делает общий вывод о том, что исходные понятия нравственного сознания в принципе логически недоказуемы и что в основе морали лежат интуитивные аксиологические знания, «самоочевидные» для всех людей. Другое направление И. в морали представляют сторонники деонтологического понимания этики, считающие, что основу морали составляет интуитивное представление людей о долге, а само чувство долга не основывается на расхожих представлениях о добре или благе, тем более не берется из ка- ких-либо моральных доктрин, но выводится из «самоочевидных», вечных и неизменных обязанностей, стоящих перед человеком. Опираясь на философские традиции Д. Юма и общие традиции протестантизма в его классическом варианте английского пуритантизма, сторонники этого деонтологиче- ского направления стремятся определить вечные и неизменные главные обязанности человека: недеяние зла и сотворение добра (добродеяние); распределение добра и зла соответственно реальному достоинству людей (справедливость); речение правды и исполнение обещанного (верность); справедливое оценивание оказанных услуг (благодарность); возмещение причиненного ущерба (воздаяние); самосовершенствование как главный путь в морали. В основе И. как принципа этических теорий лежат реальные противоречия морали, такие, как несоответствие между должным и сущим, разрыв между мотивациями и реальными поступками людей. Значимость этого принципа в морали в значительной степени определяют и сами основания нравственных принципов, неразрывно связанные не только с логической аргументацией, но и с оцениванием, сложившимися представлениями и социо-культурными традициями людей, их вкусами, потребностями и интересами, имеющими «другую» логику, не совпадающую с чисто рационалистическим подходом к анализу морального сознания.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 208-209.