Неомарксизм (Ильичёв, 1983)

«НЕОМАРКСИЗМ», течение буржуазной общественной мысли 30—70-х годов 20 века, ревизующее марксизм-ленинизм с позиций мелкобуржуазной революционности. «Неомарксизм» — неоднородное и противоречивое течение. Для него характерна смесь марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и другими вариантами философии жизни (большинство представителей франкфуртской школы), с «левым» экзистенциализмом (Сартр), неофрейдизмом как в либерально-гуманистической трактовке (Фромм), так и в анархо-радикальном духе «сочетания» социально-политической революции с тотальной «сексуально-культурной» революцией (Г. Маркузо, В. Райх), со структурализмом (Л. Гольдман), философской герменевтикой (Хабер-мас) и прочим. В США и Великобритании 60-х гг. «Неомарксизм» выступил и как особая социология, тенденция, критически противостоящая официальной социологии (Ч. Р, Миллс, Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.).

«Неомарксизм» обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «философского антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала», с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Излюбленные философские категории неомарксизма – отчуждение и овеществление, которым придана апокалиптическая всеобщность. Теоретики «Неомарксизма» отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание только к обществу. С позиций, близких к вульгарному социологизму, общеметодологические категории и логика редуцируются ими к исторически и классово обусловленным социально-экономическим явлениям и интересам, вся современная наука оценивается как воплощение духа капитализма, утончённое орудие эксплуатации в руках господствующих классов и самый глубокий источник подавления человека. Таков, согласно концепции франкфуртской школы «Неомарксизм», исторический результат усиленного внедрения инструментальной рациональности науки, преуспевшей в установлении господства человека над природой, во все сферы социальной и культурной жизни. Вследствие этого первоначально освободительные импульсы научного сознания превратились во всепровикающую идеологию господства человека над человеком.

Обычно «Неомарксизм» обвиняет «советский марксизм» в сциентистско-позитивистском ревизионизме. «Неомарксизм» вульгаризирует практическую революционную направленность марксистской общественной науки, склонен к отрицанию всякого объективного, не зависящего от классового интереса содержания знания. Либерально-позитивистскому объективизму и неокантианской «свободе от ценностей» «Неомарксизма» противопоставляет волюнтаристский «активизм» — не познание, но преобразование социального объекта. Крайний историч. релятивизм и субъективизм социальной философии «Неомарксизма» закономерно ведут к волюнтаристским и утопическим политическим выводам. «Неомарксизм» претендовал на роль универсального «критического сознания» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы ложного и превращённого сознания. Но на деле он оказался теоретическим обоснованием противостояния реальному социализму культурного нигилизма, политического экстремизма и анархизма (в частности, в движении «новых левых»), хотя Адорно, Хоркхаймер и Хабермас отмежевались от леворадикальных выступлений последнего. Политическая идеология «Неомарксизма» отражает неверие в революционную роль рабочего класса и стран социализма. В качестве повой движущей силы политической борьбы и общественных изменений в современных условиях «Неомарксизм» выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодёжь, студенчество, освободительное движение в «третьем мире». «Неомарксизм» - одно из проявлений кризиса буржуазного обществоведения, которому он, однако, не может предложить конструктивной альтернативы.

В зарубежной литературе под словом «Неомарксизм» нередко объединяют все философско-социологического течения, использующие марксистскую фразу.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

«Неомарксизм» и «лево»-радикальная социология, в кн.: Социология и современность, т. 2, М., 1977; Давыдов Ю. Н., Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы, М., 1977; Социальная философия франкфуртской школы, M., 19782; «Неомарксизм» и проблемы социологии культуры, М., 1980.

Понятие: