Даршана
ДАРШАНА ((интеллектуальное, духовное) видение, взгляды (на сущее)) — в Индии, начиная с последних веков до н. э., форма существования, воспроизводства и развития общетеоретической мысли и результатов ее в виде текстов, охватывающей в западных понятиях в том числе и философские проблемы (в самой индийской культуре понятия философии нет). В целом делятся на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные. К последним принадлежат локаята, джайнизм (как традиция мысли, не как религия) и 4 школы буддийской философии. Ортодоксальных школ обыкновенно называют 6: ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога, но основание тому непрочно — наличие сутр или карик в качестве основного текста. На деле же число самостоятельно значимых даршан было значительно больше: даршана грамматистов, несколько шиваитских даршан; кроме того, различий внутри направлений веданты явно больше, чем между санкхьей и йогой, а ньяя постепенно перестала заниматься общетеоретическими проблемами, уступив это вайшешике, и сосредоточилась на логике и семантике. Таким образом, представление о 6 ортодоксальных даршанах — учебно-условное. Принадлежность к той или иной даршане была в условиях существования института теоретического диспута (вада) для мыслителя непременной предпосылкой возможности выступить публично как мыслитель. Перед диспутом спорщику необходимо было заявить, с позиций какой даршаны будет он вести диалог. Каждая из даршана характеризуется (для диспута в том числе) большим набором уже заранее принятых и считающихся решенными положений, противоречие с которыми при заявке на следование данной даршане не допускалось, хотя краткость их формулировок оставляла простор интерпретациям. Некоторые из этих положений относительно одного и того же предмета в разных даршанах были логически несовместимы, отсюда возможность аргументированного спора и необходимость для каждой даршаны иметь своей частью технику доказательства, т. е. рациональную аргументацию. Внутри же себя каждая даршана характеризовалась традицией преподавания, и истолкования своего основного текста, осмысления диспутов с противниками, что отражалось в комментарии, часто строившемся по образцу диспута: сначала точка зрения оппонента, потом ее опровержение и затем утверждение своего тезиса. Различия между ортодоксальными школами иногда не сводятся к отдельным положениям, а отражают
а) стиль мышления (в вайшешике и ньяе — дискретизм, в санкхье — континуализм) и
б) связь большинства даршан, помимо общих проблем познания и бытия, еще и с конкретной предметной областью.
Так, миманса исследует ритуал, йога — способы интеграции духа, ньяя — методологию мышления и познания, веданта — природу отношения конечного духа и абсолютного. Большинство общефилософских, категориальных понятий и проблем обсуждалось и решалось не внутри отдельной даршаны и исходя из ее потребностей развития, а на стыке их, в ситуации спора. Так было с понятием причинности, проблемой связи слова и денотата, с философской антропологией (споры санкхьи, ньяи, школ веданты). В конце I тысячелетия н. э. стали появляться признаки того, что ортодоксальные даршаны воспринимаются не столько как спорящие и противоречащие одна другой, сколько как дополняющие одна другую в целостной картине индуистского умозрения. Так, Вачаспати Мишра (IX век) написал комментарии на тексты 6 даршан, исходя каждый раз из внутренней точки зрения на нее. В дальнейшем эта тенденция возобладала, что привело к исчерпанию санкхьей и йогой своей проблематики (в общетеоретической части их поглотила веданта), в превращении мимансы в отрасль знания, преподаваемую, но не развиваемую, и в вытеснение ньяи из общей философии. В итоге мировоззренчески примерно с XIII века доминирует веданта в различных вариантах, ньяя превратилась в науку логики, другие даршаны — в учебные предметы.
А. Парибок
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.