Интерсубъективность (Кузнецов, 2007)

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - в широком смысле общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. Интерсубъективными обыкновенно называют присущие субъектам структуры общности, обеспечивающие возможность взаимопонимания и общезначимости.

В трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля И. («открытая общность монад» (см. Феноменологическое Ego)) предстает как исследование проблем «вчувствования в опыт Чужого» и конституирования общезначимого объективного мира. Целью феноменологии И. является не доказательство существования внешнего сознанию интерсубъективного мира, а философское прояснение того, как этот мир конституируется в сознании. Таким образом, теория И. есть не что иное, как истолкование смысла объективности.

Согласно учению Гуссерля, первичным феноменом объективного мира и путеводной нитью исследований по И. является феномен присутствия-для-меня alter ego (другого Я). Исследование И. предполагает помимо совершения трансцендентальной редукции проведение особого тематического эпохе в отношении всей интенциональной деятельности, соотнесенной с чужой субъективностью, для того чтобы проследить, как она проявляется исходя из сферы Собственного. Подпочвой сферы Собственного выступает первичная природа, конституируемая в актах моего восприятия мира. Среди тел этой природы я обнаруживаю свое тело в качестве единственно одушевленного, ибо в нем с достоверностью господствует мое Я. Другой в соответствии со своим смыслом не может быть дан в моем опыте непосредственно (иначе он был бы лишь моментом моей сущности), поэтому конституирование Другого предполагает «опосредованность интенциональности». Посредствующим звеном выступает тело Другого, соприсутствующее с моим одушевленным телом в первичной сфере и в силу совпадения сущностного стиля поведения становящееся основой апперцептивного переноса по аналогии («аппре- зентации») свойств конституирующей активности от моего на другое Я. Другими словами, я проникаю в духовный мир Другого и истолковываю чужой опыт, опираясь на непосредственно данное мне «телесное поведение» Другого, которое приобретает смысл для меня на основании переноса по аналогии тех связей, которые я рефлективно устанавливаю между своими телесными жестами и управляющими ими Я. Гуссерль делает вывод, что Чужое мыслимо лишь как аналог моего Собственного, как его интенциональная модификация. («Другой в феноменологическом смысле есть модификация моей Самости».) Способность к модифици-руемости заложена в самом трансцендентальном Я, в его «самовременении». Когда я нечто вспоминаю, то к вспомянутому необходимо принадлежит также (воспринявшее его) прошедшее Я того настоящего Я, которое в данный момент переживает воспоминание, следовательно, «актуальное Я совершает действие, в котором оно конституирует измененный модус самого себя как сущего (в модусе прошлого)».

Конституирование опыта Другого становится основой перехода от трансцендентального Я через «Ты» к «Мы-все» и почвой для восстановления всех сфер (природной, социально-культурной и т.д.) «утраченного» в эпохе объективного мира в их подлинном значении.

В «Кризисе европейских наук» Гуссерль объявляет предельной основой всех межсубъектных взаимосвязей жизненный мир, пред-данный и постоянно значимый в качестве всеобщего. Идея обоснования И. через жизненный мир оказалась весьма продуктивной и была подхвачена, в частности, в феноменологической социологии.

Литература:

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998;

Он же. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2;

Husserl Е. Zur Phanomenologie der Intersubjektivitat. Texte aus dem Nachlass. T. 1—3. (Husserliana, 13—15). Den Haag, 1973;

Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъек-тивности в «Картезианских размышлениях» Э. Гуссерля // Историко-философский ежегодник 91. М., 1991.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 207-208.