Футурология
ФУТУРОЛОГИЯ (от латинского futurum — будущее и греческого λόγος — слово, учение), в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. В СССР [в 1983 году] термин «футурология» большей частью применяется для обозначения современных немарксистских концепций будущего (буржуазная футурология). Термин «футурология» предложил в 1943 году немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой «философии будущего», которую он противопоставлял идеологии и утопии. В начале 60-х годов этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностические (предсказательные) функции существующих научных дисциплин. С конца 60-х годов термин «футурология», ввиду многозначности и неопределённости, вытесняется термином «исследование будущего». Понятие футурология сохранилось преимущественно в виде образного синонима последнего. В буржуазной футурологии выделилось несколько течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и другие. В 60-х годах преобладало открыто апологетическое, которое опиралось на разного рода технологические теории, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономического развития (см. также «Постиндустриальное общество») и пыталось доказать жизнеспособность государственно-монополистического капитализма, возможность его модернизации (З.Бжезинский, Г. Кан, Р.Арон, Б. де Жуве-нель, Ж. Фурастье). Представители реформистского течения доказывали необходимость «конвергенции» капитализма с социализмом [Д. Белл, А. Тофлер (США), Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), Ю. Гальтунг (Норвегия)], леворадикального — неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции [А. Ускоу (США) и др.]. С конца 60-х годов буржуазная футурология переживает кризис. В начале 70-х годов на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрёл так называемый Римский клуб, по инициативе которого развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. Участники этих исследований и другой футурологи разделились на два основных направления; одни из них развивают неомальтузиажские идеи социального пессимизма [Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер (США)], другие пытаются доказать возможность избежать катастрофы с помощью «оптимизации» государственно-монополистического капитализма [Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Феркисс (США), Э. Пестель (ФРГ), К. Фримен (Англия), И. Кайя (Япония), Г. Линнеман (Нидерланды), А. Эррера (Аргентина) и др.] (см. «Научно-технический оптимизм» и «Экологический пессимизм»).
Концепциям буржуазной футурологии противостоит марксистско-ленинское научное предвидение *, которое опирается на теоретические положения диалектического и исторического материализма.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Примечания «ПК»
* — «…Концепциям буржуазной футурологии противостоит марксистско-ленинское научное предвидение…» — В связи с тем, что в реальности произошло с марксизмом-ленинизмом (он был уничтожен самими адептами) и с Советским Союзом (он был уничтожен вознесенный на самый верх партийно-государственной бюрократии Горбачевым), всяческое утверждение о «предвидении» вызывает только ассоциацию с анекдотом: Сталину секретарь доложил, что к нему на приём просится ясновидящий, который якобы может предсказать будущее самого и Сталина, и всего СССР. В ответ на доклад секретаря Сталин кидает: «Расстрелять». Через пять минут приказ исполнен. «Вот как вот!» — констатирует Сталин, — если бы был на самом деле ясновидцем, не пришел бы».
Литература:
Какое будущее ожидает человечество?, пер. с французского, Прага, 1964; Эделинг Г., Прогнозирование и социализм, пер. с нем., М., 1970; Будущее человеческого общества, М., 1971; Араб-Оглы Э. А., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Лавалле Л., За марксистское исследование будущего, пер. с франц., М., 1974; Ожегов Ю. П., Социальное прогнозирование и идеологическая борьба, М., 1975; Бовш В. И., Футурология и антикоммунизм, Минск, 1977; Косолапов В. В., Лисичкин В. А., Критика буржуазных концепций будущего, М., 1978.