Научно-техническая революция

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

В ходе Научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х годов 20 века, бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории *, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Научно-технической революции сыграли успехи естествознания в конце 19 — начале 20 веков, в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х годах наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х годов под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х годах создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Научно-технической революции. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

На современном этапе своего развития Научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.

2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства.

3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на научные исследования и технические разработки.

4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «...из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 46, ч. 2, с. 208).

5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной  и производственной сферой.

6) Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.

8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.

9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.

10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых экологических проблем и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа».

Наряду с основными чертами Научно-технической революции можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Научно-технической революции не сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Научно-техническая революция означает перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства.

Научно-техническая революция создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки.

Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Научно-технической революции сама практика требует, чтобы наука oпeрежала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с производством. Возрастающая взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие естественных, технических и общественных наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений органического соединения преимуществ социализма с достижениями Научно-технической революции.

Возникли специальной дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см. Науковедение).

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе Научно-технической революции в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед человечеством во весь рост встала задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В ходе Научно-технической революции существенно изменяется содержание труда главной производительной силы — трудящихся **. Научно-техническая революция предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Научно-техническая революция, с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Научно-технической революции выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Научно-технической революции. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Научно-технической революции в интересах всех трудящихся.

Необходимым условием полного развития Научно-технической революции является социальное освобождение трудящихся, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й половине 20 века могли перерасти в Научно-техническую революцию лишь при определенном уровне социально-экономического развития общества. Научно-техническая революция стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.

Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (ПСС, т. 3, с. 455). Научно-техническая революция преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 — начала 19 веков, заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Научно-техническая революция требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Научно-техническая революция усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Научно-техническая революция «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом...» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

Всемирный характер Научно-технической революции настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например, борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).

Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий. Отдельные крупные капиталистические фирмы достигают успешной постановки научно-исследовательских и опытно-конструкторской работ, эффективного внедрения новой техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы. Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество ограничивает возможности, открываемые Научно-технической революцией для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «массовая культура», отчуждение личности).

Для социалистической системы Научно-техническая революция является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Научно-техническую революцию на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Научно-техническая революция способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений, создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Научно-технической революции является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Научно-техническую революцию как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Научно-технической революции становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Научно-техническая революция не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Научно-технической революции.

Обострение противоречий капитализма в связи с Научно-технической революцией вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Научно-технической революции получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах капитализма как общественной формации и о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых материальных и духовных потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Научно-технической революции, так и Научно-техническая революция нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Примечания «ПК»

* — «…Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории…»  — В своем увлечении объективными историческими закономерностями марксисты-ленинцы брежневской «эпохи застоя» практически пришли к полному отрицанию человеческой воли как реального фактора, воздействующего на развитие. Тем не менее, в те же годы (1983 года издания цитируемого словаря) многократно наблюдались события, прямо противоположные заявленным закономерностям. Например, в Китае в 50-60-е годы мы видели следующую картину: при возведении колоссальных плотин и на других масштабных строительствах использование механической (даже не автоматической – всего лишь механической техники) сокращало количество рабочих мест для миллионов работников, нуждающихся в трудовом участии в этом строительстве и в заработке. Поэтому в Китае при планировании подобных строек намеренно не использовалась техника, дабы дать работу максимальному числу соискателей.

Однако ошибочное преувеличение роли научно-технической революции, так сказать, в сторону преувеличения позволяет нам предполагать столь же ошибочное преуменьшение – поскольку субъективный фактор действует в обе стороны. Так, перевод той же автосборочной промышленности на автоматы-роботы, которые полностью заменяют на сборке рабочих, вызван вовсе не неким объективным процессом замещением живого труда машинным, а стремлением хозяев и управляющих корпорациями опробовать на наиболее трудозатратном производстве такую форму организации труда, которая бы полностью исключала из процесса человека. Опыт этот ценен не в чисто экономическом плане, а лишь в перспективном – как возможно будет обходиться вовсе без рабочих после сокращения населения Земного шара с 7,5 миллиардов человек до 100 миллионов. Мотив у экспериментаторов тут вовсе не экономический и не научный, а, скорее, чисто сатанинский.

** — «…В ходе Научно-технической революции существенно изменяется содержание труда главной производительной силы — трудящихся…» — Уж сегодня-то [2021 год] нам наглядно показали, что происходит по мере развития техники с трудящимися вообще и с рабочим классом в частности. Из США производство в основном вынесли за пределы страны – в Азию. В России же трудящиеся не востребованы, так как основным доходом «правящего класса» стали нефть и газ, для добычи и прокачки которых большого количества наёмных рабочих не требуется.

Литература:

Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969; Современная Научно-техническая революция. Историческое исследование, М., 1972; Современная Научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971; Гвишиани Д. Μ., Μикулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17; Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973; Человек — наука — техника, [M., 1973]; Борьба идей и Научно-техническая революция. Сборник статей, Л., 1973; Социализм и наука, М., 1981; Научно-техническая революция и противоречия капитализма, М., 1981.