Первое и Второе ополчения
Первое и Второе ополчения (1611―1612). К началу 1611 г. ситуация в стране полностью вышла из-под контроля «Семибоярщины»: в самой Москве и других близлежащих городах хозяйничали поляки, на севере открытую интервенцию против России начали шведы, а на юге хозяевами положения стали донские казаки Ивана Мартыновича Заруцкого.
В создавшейся ситуации в январе 1611 г. в Рязани по инициативе худородного боярского сына П.П. Ляпунова, князя Д.Т. Трубецкого и донского атамана И.М. Заруцкого начинает формироваться Первое (Рязанское) ополчение и создается первое оппозиционное правительство — «Совет вся земли», полный состав которого не известен до сих пор. В ряды Первого ополчения, помимо тульских и рязанских дворян и донских казаков, влился и посадский люд Нижнего Новгорода, Владимира, Суздаля и ряда других городов центральной России.
В самой Москве под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, бывшего тогда зарайским воеводой, и окольничего Василия Ивановича Бутурлина началось восстание против поляков, но когда Первое ополчение подошло к столице, это восстание уже было подавлено. Москва осталась в руках польских интервентов, а в стане ополченцев началось выяснение отношений между его руководителями, которое закончилось трагической гибелью П.П. Ляпунова, убитого донскими казаками, и распадом Первого ополчения. В июне 1611 г. после почти двухлетней осады пал многострадальный Смоленск, а в июле шведы захватили Новгород, и огромная страна оказалась на краю гибели.
В марте 1611 г. в Ивангороде объявился новый самозванец Лжедмитрий III, под личиной которого скрывался очередной авантюрист, известный по источникам под именем монаха Сидорки или Матюшки. В лагерь нового самозванца опять потянулся служилый и посадский люд близлежащих городов — Пскова, Гдова, Яма и Копорья. Собрав внушительное войско из местных казаков и стрельцов, он двинулся на Псков и в начале июля 1611 г., расположившись лагерем под стенами его детинца, стал вести переговоры с псковичами об условиях признания его государем.
Более того, желая привлечь на свою сторону «московских» ополченцев, оставшихся без своего вождя после убийства П.П. Ляпунова, Лжедмитрий III послал к столице одного из своих атаманов, который привел под Псков двух их представителей — Казарина Бегичева и Нехорошку Лопухина, которые при большом стечении псковичей заявили, что перед ними «истинной государь наш».
В Нижнем Новгороде по призыву тамошнего старосты Кузьмы Минича Захарьева-Сухорука (1570—1616) в сентябре 1611 г. началось формирование Второго (Нижегородского) ополчения, вооруженные силы которого возглавил опытный воевода, князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578—1642), только что оправившийся от ран. В марте 1612 г. войска Второго ополчения двинулись на Ярославль, где вскоре было создано новое правительство — второй «Совет всея земли» во главе с К.З. Мининым и Д.М. Пожарским и принято решение о начале освободительного похода на Москву.
Персональный состав этого правительства, столицей которого стал Ярославль, доподлинно также не известен, да и вряд ли историки смогут полностью его установить, поскольку в первой грамоте «Ото всей земли», датированной апрелем 1611 г., было установлено, что все русские города, признавшие власть ярославского правительства, должны делегировать в его состав «изо всех чинов людей человека по два». Достоверно известно, что: 1) в состав этого правительства вошел ряд представителей родовой аристократии, подписавших апрельскую грамоту «Ото всей земли», в том числе Василий Григорьевич Долгоруков, Андрей Петрович Куракин, Василий Иванович Бутурлин и Василий Петрович Шереметев, и 2) именно К.З. Минин и Д.М. Пожарский встали во главе этого правительства и поделили полномочия следующим образом: опытный нижегородский староста возглавил весь «финансово-экономический блок», а талантливый и мужественный воевода — весь «силовой блок».
Что особо интересно:
• все известные правительственные грамоты подписывались всеми видными членами «Совета всея земли», а поскольку в тот период неукоснительно соблюдался древний принцип «местничества», то подпись князя Д.М. Пожарского стояла на десятом месте, а посадского старосты К.З. Минина — только на пятнадцатом;
• поскольку К.З. Минин был неграмотным, то вместо него подпись на всех грамотах ставил князь Д.М. Пожарский с обязательной припиской «в выборного человека всею землею в Козмино место Минина князь Дмитрей Пожарской руку приложил».
В марте 1612 г. «псковскому вору целовали крест вси дворяне, дети боярские, московские жилецкие люди, стрельцы и боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой» , что естественно распыляло силы ополченцев, поэтому, узнав о новом самозванце, К.З. Минин и Д.М. Пожарский срочно разослали по городам и весям страны специальную грамоту от «Совета всея земли», в которой призывали «всих православных христиан не верить ни Маринке с сыном, ни тому вору, что стоит под Псковом».
Обстановка в лагере очередного самозванца резко обострилась, поскольку своим самоуправством и беззастенчивым грабежом он настроил против себя и «московских казаков», ушедших обратно под Москву, и самих псковичей, сколотивших против него заговор. Более того, против самозванца поднялись и шведы, которые в мае 1612 г. осадили псковский пригород Порхов. Почувствовав неладное, Лжедмитрий III попытался бежать в Гдов, но был пойман отрядом псковских стражей и в цепях доставлен в Псков, а оттуда направлен в Москву. Что случилось с самозванцем дальше «не бог весть», поскольку по одним источникам он был убит самими псковичами во время стычки с отрядом гетмана Г. Ружинского, а по другим — он все же был доставлен в Москву и обезглавлен здесь.
Войска Второго ополчения пошли походом на столицу. Уже в июле 1612 г. передовые отряды ополченцев подошли к центру Москвы и сразу же ввязались в боевые действия против двух польских отрядов полковников М. Струся и Ю. Будзилы, крепко засевших в Китай-городе и Кремле. Затем к столице подошли основные силы Второго ополчения, возглавляемые князем Д.М. Пожарским, которые в конце августа у Донского монастыря в ходе трехдневного сражения разгромили армию гетмана Я.К. Ходасевича, шедшую на помощь осажденному польскому гарнизону. В начале октября к Д.М. Пожарскому присоединились отряды Первого ополчения во главе с князем Д.Т. Трубецким, и в результате польский гарнизон, потеряв всякую надежду на спасение, в конце октября 1612 г. капитулировал и покинул территорию Московского Кремля.
Цитируется по изд.: Спицын. Е.Ю. Древняя и средневековая Русь IX-XVII веков. Книга 1, М., 2015.