Интернализм

ИНТЕРНАЛИЗМ - философско-методологическая позиция, противоположная экстернализму, в соответствии с которой научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных условий. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными эпистемологическими стандартами и определяться только самой изучаемой реальностью, независимо от социокультурных условий ее изучения. Так, авторы ведущих программ классической эпистемологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Спенсер и др.) исходили из возможности создания однозначной «логики открытия», которая позволяла бы осуществлять научное познание вне зависимости от любых внешних факторов. В дальнейшем от попыток такого рода фактически отказались. Современный И. не подвергает сомнению воздействие социокультурных факторов на процесс научного творчества, выбор проблемы и метода исследования. Признается, что социокультурные факторы могут значительно стимулировать или затормаживать исследования в какой-либо проблемной сфере научного познания. Однако современные приверженцы И. предполагают, что: а) в основе действий ученых лежит использование универсальных эписте-мологических стандартов, которые социологически непроблематичны и б) существующие в науке эпистемологические стандарты являются достаточно «жесткими», чтобы не допускать никакого воздействия социокультурных факторов на содержание научных утверждений, гипотез, теорий и т.д. В качестве таких универсальных стандартов предлагались принципы верификации (неопозитивизм), фальсификации (К. Поппер), сверхкритерии: «увеличивающееся правдоподобие теорий» (У. Ньютон-Смит), «способность науки решать проблемы» (Л. Лаудан) и др.

Литература:

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983; Философия и методология науки. М., 1996; Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 205.

Понятие: