Интерес (Кондаков , 2007)

ИНТЕРЕС (от лат. interest — важно). Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы в форме побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не столько с результатом, сколько с процессом деятельности. Среди функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Интерес сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, и субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.

Исследования. В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д. Е. Берлайн, Д. О. Хебб). При таком, получившем обозначение «экологического», подходе определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей сте-пени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности. Частные интересы интегрируются в интересе к жизни — противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного в значительной степени на мотивации достижения.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 226.

Литература:

Buse L. Dimensionen und Komponenten des Interesses. Hamburg, 1975; Todt E. Das Interesse. Bern, 1978; Graf Ch. Interesse als padagogische Grundka- thegorie. Miinchen, 1980; Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behaviour. N. Y.: Plenum, 1985.

Понятие: