Телеология

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. τέλος род. падеж τέλεος — результат, завершение, цель и λόγος — слово, учение), идеалистическое учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, телеология постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной природный процесс. Этот принцип «конечных причин» (causa finalis), согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса, принимал разные формы в различных концепциях телеологии. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для телеологии — идеалистическая антропоморфизация природных процессов, приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

Эта черта телеологии в наиболее явной форме выражается в концепции «внешней целесообразности», устанавливаемой якобы богом, в антропоцентрической и утилитарной телеологии, согласно которой мир создан «ради целей человека» (Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной телеологии (т. е. приписывающей внутреннюю цель развитию природы), основы которой были сформулированы Аристотелем, утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают бесконечную по содержанию цель своего «стремления» (потенциальную цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутренняя цель является, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в некоторый абсолют — энтелехию — как завершение развития. Идеи имманентной телеологии в новое время развивались Лейбницем в его монадологии и учении о предустановленной гармонии; они получили своё последовательное воплощение в учении Шеллинга о «мировой душе», в объективном идеализме Гегеля.

В своеобразной форме идеи телеологии развивал Кант. Сознавая недостаточность концепции механического детерминизма в объяснении сложных процессов (прежде всего органической жизни и человеческой деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологических «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристического принципа.

В различных вариантах основные формы телеологии распространены в науке (витализм, неовитализм и др.) и философии (Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).

В объяснении органической целесообразности биологического начиная с Дарвина и вплоть до современной молекулярной биологии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» телеологию. Объективные процессы, послужившие определенным основанием для «телеологического мышления», получили научное объяснение в рамках диалектико-материалистической концепции детерминизма, вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» телеологии (в частности, со ссылками на кибернетику), создания «материалистической телеологии» имеют сугубо отрицательное значение. Сходные с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «квазителеология» и пр., по существу не имеют ничего общего с телеологией; они описывают причинные отношения, выражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи, с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминированность результата действия (и соответственно направленность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности, который традиционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый научный подход — так называемый целевой подход как часть общего функционального анализа сложных органических систем.

И. Т. Фролов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20;

Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962;

Фролов И. Т., Генетика и диалектика, М., 1968;

его же, Органический детерминизм, телеология и целевой подход в исследовании, «ВФ», 1970, № 10;

На пути к теоретич. биологии, пер. с англ., М., 1970;

Theiler W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.—Lpz., 1925;

Hartmann N., Teleologisches Denken, B., 1951;

Sсhmitz J., Disput über das Teleologische Denken, Mainz, 1960;

см. также лит. к ст. Целесообразность.

Понятие: