Древнеиндийская община магадхско-маурийского периода

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в магадхско-маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные общинники-земледельцы. К сожалению, материалы источников о характере общины, ее структуре и составе немногочисленны. В то же время они позволяют говорить о том, что в этот период самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины. Несмотря на то что в источниках община характеризуется термином «грама», значение этого термина гораздо шире. Иногда говорится о деревне в 30 семей, а в некоторых случаях число их достигало 1000. Каждая община-грама имела свои границы; в ее владении находились общеобщинные земли, общественные постройки. Обрабатываемая земля была разделена на участки, принадлежавшие свободным членам общины — земледельцам. Кроме уплаты налога царю отдельными собственниками участков община должна была вносить и общий налог, собираемый, очевидно, с общественных земель.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Общинные низы составляли эксплуатируемую группу. Они, как правило, были лишены средств производства. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату. Соединение ремесла и земледелия, приводившее к системе натурального взаимного обслуживания, составляло специфику древнеиндийской общины и было одной из причин ее замкнутости и патриархальности.

Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. В буддийских источниках рассказывается о совместном труде общинников по расчистке дорог, на строительстве водоемов. Свободные общинники совместно проводили празднества, в том числе религиозные. «Артхашастра» сообщает, что, если кто-либо уклонялся от общественного мероприятия, на него накладывали штраф. Община в целом могла вступать в контакты с другими общинами, а также с царем. Община защищала права своих свободных членов. «Община (как государство), с одной стороны, есть взаимное отношение между этими свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира; в то же время она их гарантия» * Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. Правом голоса на собрании обладали лишь свободные общинники; рабы, слуги и наемные работники были лишены всяких политических прав. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, оставаясь самодовлеющим институтом, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Примечания

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 46, ч. I, с. 466.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 84-85.