Касты (СИЭ, 1965)
КАСТЫ (португ. casta - род, поколение, от лат. castus - чистый; санскр. - джати) - эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. «...Одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешение путем браков; касты совершенно различны по своему значению; у каждой касты своя исключительная, неизменная профессия» (Маркс К., Формы, предшествовавшие капиталистическому производству, 1940, с. 12-13).
Отдельные признаки кастового деления имелись в общественном строе Древнего Египта, Ирана, Китая, Японии и других стран, но наиболее полное развитие система каст получила в Индии. В Древней Индии касты сразу же после их зарождения были декретированы религией; кастовые законы одновременно являются и религиозными законами. Говоря о кастовом строе в Индии, К. Маркс отмечал его устойчивость, которую связывал с устойчивостью индийской общины. Генезис каст - сложный и длительный процесс, происходивший в ходе складывания из родоплеменных групп этнических общностей и формирования феодальной сословно-кастовой структуры. В этом процессе значительную роль сыграло общественное разделение труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). По мере роста разделения труда увеличивалось количество каст, и к концу средних веков все индийское общество оказалось расчлененным на сотни каст, которые образовали единую систему, выражавшую его сословно-классовое и профессиональное деление. Верхнюю группу кастовой иерархии составляли касты духовных и светских феодалов; ниже их стояли военно-земледельческие касты полноправных общинников (джаты, кунби, редди, веллала и др.) и городские торгово-ростовщические касты (банья, четти, аггарвал и др.); еще ниже - касты ремесленников (ткачей, горшечников, кузнецов, плотников, ювелиров и многих других профессий) и неполноправных общинников-земледельцев. Низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали касты полурабов-полукрепостных, «слуг общины», которые, кроме земледельческого труда, были заняты в профессиях, рассматриваемых религиозной традицией как «нечистые» (метельщики, кожевники, сапожники, бродячие комедианты и др.); их называли «неприкасаемыми» (санскрит. - ачхут). Считалось, что члены этих каст оскверняют представителей более высоких каст. «Неприкасаемые» жили в особых поселениях, им запрещалось пользоваться общими колодцами и дорогами, посещать индусские храмы и т. д. (в настоящее время основная часть «неприкасаемых» - кабальные батраки). Не только любая новая сословно-классовая или профессиональная, но религиозная и другие группы приобретали форму каст. В процессе ассимиляции более крупными народностями племенные групп последние обычно включались в кастовую систему в качестве низших каст. (Такие признаки касты, как наследственность профессии, ограничение общения с другими кастами, определенное место в иерархии каст, изменялись в соответствии с изменением социально-экономического положения той или иной касты. Условно и понятие «неприкасаемости» (разные народы Индии имеют свою иерархию каст, свои кастовые правила, свои «неприкасаемые» касты)). Во главе каждой касты стояли кастовые советы (панчаяты); они контролировали экономическую и общественную деятельность членов касты, следили за выполнением кастовых законов, отправляли правосудие.
Касты оказали влияние на формирование классов в современном индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии - выходцы из торгово-ростовщических каст, сельской верхушки - из высших военно-земледельческих каст.
Колониальная политика англичан способствовала сохранению и консервации в Индии кастовой системы, которая использовалась ими для усиления эксплуатации индийских трудящихся и раскола национально-освободительного движения. Однако развитие капитализма в Индии поколебало социально-экономическую основу кастовой системы. Подвергся разрушению принцип наследственности кастовой профессии.
Конституция Республики Индии (1950) объявила равноправие каст, правительство Индии проводит специальные мероприятия по улучшению положения «неприкасаемых». Однако кастовые различия продолжают существовать и оказывать влияние на все стороны жизни индийского народа, особенно в деревне. Обособляя, изолируя людей различных каст друг от друга, кастовая идеология отравляет общественное сознание народов Индии, препятствует сплочению индийских трудящихся. Реакционные политические круги используют касты для распространения своего влияния на наиболее отсталые слои населения. Система каст, являющаяся в современных условиях пережитком феодализма, - серьезное препятствие на пути к экономическому, социальному и культурному прогрессу страны. Коммунистическая партия Индии последовательно борется против всех проявлений кастеизма.
Буржуазная наука уделила значительное внимание происхождению, развитию и современному состоянию системы каст. Во 2-й половине 19 века были сформулированы различные теории происхождения и развития каст. Большинство европейских ученых 19 века некритически восприняли индуистскую религиозную традицию происхождения каст от четырех варн. Эта точка зрения развита современным индийским этнографом Г. Гхурье (G. S. Ghurye, Caste, class and occupation, Bombay, 1961). Английские этнографы Д. Иббетсон и Дж. Несфилд связывали возникновение каст с закреплением определенных занятий за различными племенными образованиями (J. S. Nesfield, A brief view of the caste system of the North-Western provinces and Oudh, Allahabad, 1885; D. Ibbetson, Punjab castes, 2 ed., Lahore, 1916). Их последователь - английский этнограф Дж. Хаттон (J. H. Hutton, Caste in India, 3 ed., Oxf.,1961). Английский этнограф Х. Риели - автор расовой теории происхождения каст, которые, как он считал, возникли в результате смешения ариев с другими расовыми типами (Н. Risley, The people of India, 2 ed., Calcutta - L., 1915). Современные антропометрические исследования не подтвердили эту точку зрения (Р. С. Biswas, Present state of the problem of correlation between racial and caste differentiation in India, Moscow, 1964). Третье научное направление связано с именем французского этнографа Э. Сенара, считавшего, что касты возникли на основе родоплеменной организации и древнеиндийской сельской общины (Й. Senart, Les castes dans l'Inde, 2 éd., P., 1927). Среди индийских ученых эта точка зрения имеет наибольшее распространение (S. V. Katkar, The history of caste in India, v. 1-2, N. Y. - L., 1909-11; I. Karve, Hindu society - an interpretation, Poona, 1961, и др.). Четвертая точка зрения представлена в работах французского ученого Бугле (С. Bouglé, Essais sur le régime des castes, 2 éd., P., 1933) и английского А. Хокарта (A. M. Hocart, Caste,L., 1950), которые интерпретируют систему каст как форму религиозной организации индуизма. Дальнейшее развитие исследования роли надстроечных институтов в генезисе системы каст получило у французского этнографа и социолога Л. Дюмона (L. Dumont, Une sous-caste de l'Inde du Sud, P., 1957) и английского ученого Д. Покока ("Contributions to Indian sociology", No 2, P. - La Haye, 1958).
Начиная с 50-х годов внимание индийских, американских и английских этнографов привлекают вопросы, связанные с ролью каст в социально-экономическом, культурном и политическом развитии современного индийского общества. Индийский ученый M H. Шринивас первым исследовал зависимость кастового статуса от социально-экономических изменений, назвав этот процесс «санскритизацией» (М. N. Srinivas, Religion and society among the Coorgs of South India, Oxf., 1952; его же, Caste in modern India, Bombay, 1962).
В советской историографии исследование проблемы каст лишь начинается. Основное внимание уделяется происхождению каст и положению «неприкасаемых» (Г. Ф. Ильин, Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов, «ВДИ», 1950, No 2; В. И. Кальянов, Об этимологическом толковании терминов varna и jati, в сборнике: История и культура Древней Индии, М., 1963; Г. Г. Котовский, Социально-экономическое содержание проблемы «неприкасаемых», Ученые записки Института востоковедения, т. 5, 1953); Касты в Индии. Сборник статей, М., 1965.
Н. Н. Сосина, Г. Г. Котовский (Историография). Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Литература:
Маркс К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 148, 150, 153-54;
Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857-58 гг.), там же, т. 12, с. 722;
Маркс К., Капитал, т. 1, там же, т. 23.