Теория с марксисткой точки зрения

Роль теории в социально-практической деятельности. Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль Теории не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет её горизонты. Марксизм-ленинизм отвергает как принижение теории, её отождествление с практикой, так и схоластическое теоретизирование, отрыв теории от действительности.

Опираясь на знание, воплощённое в теории, человек способен создавать то, что не существует в налично данной природной и социальной действительности, но возможно с точки зрения открытых теорией объективных законов. Эта программирующая роль теории по отношению к практике проявляется как в сфере материального производства, где она заключается в реализации научных открытий, достигаемых на основе научной теории, особенно в эпоху современной научно-технической революции и превращения науки в непосредственную производительную силу, так и в области общественной жизни, где передовая теория общественного развития, отражающая его объективные закономерности и воплощающая в то же время идеологию прогрессивных социальных сил, выступает в качестве научной основы программы революционного преобразования общества.

Значительно возрастает роль теории в эпоху создания социалистического и коммунистического общества на основе сознательной деятельности народных масс. Как подчёркивал Ленин, «без революционной теории не может быть и революционного движения» (там же, т. 6, с. 24), а «...роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (там же, с. 25). Ориентирующая, направляющая роль передовой марксистско-ленинской теории общества, раскрывающей объективные законы общественного развития, ярко проявляется в современных условиях в руководстве КПСС развитым социалистическим обществом в его движении к коммунизму.

Осуществление целенаправленного практические преобразования действительности на основе теоретических знаний есть критерий истинности теории. При этом в ходе практического применения теория сама совершенствуется и развивается. Практика образует не только критерий истинности, но и основу развития теории: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (Ленин В. И., там же, с. 195). В процессе применения теории сформулированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творческое мышление, руководствующееся теорией как программой, но мобилизирующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение теории требует опоры на «живое созерцание» объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения. Сама теория как форма особого освоения мира функционирует в тесном взаимодействии с другими, нетеоретическими формами сознания. Научная теория всегда так или иначе связана с определенными философско-мировоззренческими установками, способствует укреплению того или иного мировоззрения (например, в борьбе с религ, мировоззрением важнейшую роль сыграли теории, созданные Коперником и Ньютоном; утверждению идей диалектико-материалистического мировоззрения способствовала дарвиновская теория эволюции). С другой стороны, в истории познания существовали и продолжают существовать псевдонаучные концепции, также претендующие на роль подлинных теорий, но в действительности выражающие антинаучную, реакционную идеологию (например, социал-дарвинизм, расизм, геополитика). Особенно сильна связь содержания теории с идейно-мировоззренческими установками и социально-классовыми интересами в области общественных наук, где противоборство передовой научной теории марксизма-ленинизма с реакционными взглядами отражает борьбу противоположных идеологий.

В. С. Швырев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: