Провиденциализм (Ильичёв, 1983)
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем теистическим (см. Теизм) религиям — иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. В 17 веке идеи провиденциализма развивал Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес провиденциализму развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс — осуществление «естественного закона», разума и т. п. (см. Философия истории). Однако в 19—20 веках провиденциализм продолжал оставаться философской основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века — Ж. М. де Местр, Ф. Шлегель; Л. Ранке и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.